Практическое занятие № 10

ТЕМА: Сортировка и фильтрация данных. Выполнение практических заданий из различных предметных областей.

ЦЕЛЬ: Сформировать умения выполнять сортировку и фильтрацию данных, выполнять практические задания из различных предметных областей. 

 

1. Последовательность выполнения практического занятия.

1.1. Внеаудиторная подготовка

а. повторить технику безопасности при работе на ПК.

б. повторить материал предыдущих занятий или изучить материал учебной  литературы: Информатика: учебное пособие для 10 класса, с. 103..126.

1.2. Работа на учебном занятии

а. Выполнить практические задания.

б. Убрать рабочее место.

в. Оформить отчёт.

2. Методические указания

 

Теоретические сведения для выполнения Задания 1.

Сортировкой называют упорядочение данных в таблице.

Числовые данные, время и даты можно расположить в порядке возрастания или убывания, а текстовые – по алфавиту или в порядке обратном алфавитному.

Проще всего произвести сортировку с помощью кнопок панели инструментов http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image002.jpg или  http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image003.jpg.

Для сортировки по убыванию и возрастанию используются кнопки в главном меню на вкладке Данные, в группе—Сортировка и фильтр

http://gatk.by/dotd/inform/pz15/pz15.files/image001.jpg

Задание 1. Создать на Лист 1 электронной книги MS Excel таблицу по образцу и отсортировать данные в таблице, расположив названия городов и даты основания в алфавитном порядке.

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image007.jpg

 

Методика выполнения Задания 1.

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image009.jpg- введём данные как показано в образце;

- выделим ячейку с названием любого города, например А3, и щелкнем мышью по кнопке http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image011.jpg Сортировка по возрастанию;

- в результате в алфавитном порядке названий городов будут отсортированы данные обеих столбцов, т.е. целые строки таблицы.

 

 

 

 

 

Примечание. Обратите внимание, что первая строка таблицы не подвергается сортировке, т.к. по умолчанию автоматически выделяется диапазон ячеек и считается, что в первой строке находятся названия столбцов.

 

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image013.jpg 

- аналогично выполняется сортировка строк таблицы по году основания города, выделим ячейку второго столбца, например, В5, и щелкнем мышью по кнопке http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image014.jpg Сортировка по возрастанию.

   

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические сведения для выполнения Задания 2.

Более сложные условия сортировки можно задать в диалоговом окне Сортировка диапазона, которое вызывается из менюДанные. В нем можно выбрать от одного до трех столбцов (или строк) сортировки и определить свой порядок сортировки каждому из них.

 

Задание 2. Создать на Лист 2 таблицу по образцу и отсортировать учеников по убыванию балла по информатике, затем по математике, и наконец, по фамилиям в алфавитном порядке по данным таблицы.

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image028.jpg

 

 

Методика выполнения Задания 2.

- создадим таблицу по образцу;

- выделим диапазон ячеек A1:E20;

- из меню Данные вызовем диалоговое окно Сортировка диапазона с помощью кнопки  http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image031.jpg;

- из раскрывающегося списка Сортировать по выберем Информатику как показано на рисунке и щёлкнем левой клавишей мыши, подтверждая свой выбор:

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image042.jpg

 

- открывая раскрывающиеся списки для Сортировки и Порядка, оставим Значения без изменения, а порядок выберем По убыванию;

- для того, чтобы добавить ещё одно условие для сортировки надо нажать кнопку Добавить уровень в верхней строке окна;

- зададим условия как показано на рисунке и нажмём клавишу ОК:

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image044.jpg

 

- результат выполнения сортировки:

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image046.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические сведения для выполнения Задания 3.

Операция фильтрации, в отличие от сортировки, не меняет порядок строк. В отфильтрованном списке отображаются только строки, отвечающие условиям отбора данных, а остальные временно скрываются. Отфильтрованную таблицу можно редактировать, форматировать, выводить на печать; для нее можно создавать диаграммы, не изменяя порядок строк и не перемещая.

  

Задание 3. В таблице Задания 2 отобразить информацию только о тех учащихся, которые получили по информатике 8 баллов.

 

Методика выполнения Задания 3.

- с помощью кнопки Отменить вернёмся к исходной таблице без сортировки;

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image047.jpghttp://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image048.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- выделим ячейку в первой строке с заголовками столбцов, например, В1. В меню Данные выберем Фильтр и нажмём левую клавишу мыши, в строке заголовков появятся кнопки фильтров столбцов со стрелками.

 

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image049.jpg- нажмем на кнопку фильтра столбца Информатика и в выпадающем меню выберем значение8;

- в отфильтрованной таблице покажутся строки с фамилиями учащихся, у которых отметка по математике 8;

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image050.jpg 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

- для отмены действия фильтра надо нажать на его кнопку и выпадающем меню выбрать пункт  Выделить все;

- вернуться к отображению всей таблицы можно с помощью  меню ДанныеФильтр (т.е. просто ещё раз нажать кнопкуФильтр).

 

 

Теоретические сведения для выполнения Задания 4.

Решение расчётных задач

Использование электронных таблиц существенно облегчает решение расчётных задач, особенно с громоздкими вычислениями, например, в химии при приготовлении растворов или в физике тепловых явлений. Последовательность выполняемых при этом действий соответствует этапам традиционного способа решения задачи: анализ условия и применимых закономерностей, ввод исходных данных, ввод требуемых формул, получение и анализ результатов.

 

Задание 4. Создать на Лист 3 электронной книги MS Excel расчётную таблицу для решения следующей задаhttp://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image056.jpgчи:

 

шарик плотностью 0,8 г/см3, радиусом 5 см бросили вверх с начальной скоростью 25 м/с,какова максимальная высота подъема шарика, и какой энергией он будет при этом обладать?

 

 

 

 

Методика выполнения Задания 4.

- введём исходные данные как показано на рисунке ниже:

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image057.jpg

 

 

Теоретические сведения для выполнения Задания 5.

Исследование зависимостей

Использование электронных таблиц оказывается незаменимым при выполнении многократно повторяющихся вычислений и исследований зависимостей в различных предметных областях.

 

Задание 5. Создать на Лист 4 таблицу для расчёта стоимости проезда на автомобиле в зависимости от расстояния, цены и расхода топлива.

 

Методика выполнения Задания 5.

- введём значения расхода топлива и его цены в ячейки А2 и В2 соответственно;

- диапазон ячеек А5:А16 заполним рядом значений расстояний от 10 км до 120 км с шагом 10, используя автозаполнение;

- в ячейку В5 введем формулу для расчета стоимости проезда =A$2*B$2*A5/100 и распространим эту формулу на диапазон В5:В16.

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image011.jpg 

 

Изменяя значения расхода топлива и цены, будем получать стоимость проезда в зависимости от расстояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические сведения для выполнения Задания 6.

Использование графиков

Замечательные возможности представления данных в виде разнообразных графиков и диаграмм существенно повышают наглядность исследования законов природы и общества.

 

Задание 6. Создать на Лист 5 таблицу и график изменения количества древесины по годам за 20 лет, если первоначально участок  леса  содержит 90 тыс. м3 древесины и  ежегодная  вырубка  составляет     D=8 тыс3, а естественный приростP=5%. Исследовать, на каком году объём древесины уменьшится до 20 тыс. м3. При какой максимальной вырубке не наступает уменьшение объёма древесины?

 

Методика выполнения Задания 6.

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image059.jpg- создадим таблицу по образцу;

- занесём значение начального объёма древесины в ячейку В2;

- значение объёма ежегодной вырубки в ячейку Е1 (см. рисунок ниже);

- процент естественного прироста занесем в ячейку Е2 (см. рисунок ниже);

- диапазон ячеек А2:А22 заполним рядом значений лет от 0 до 20 с шагом 1 (выполнитьавтозаполнение);

- в ячейку В3 введём формулу =В2+В2$2/100-E1  для выражения объёма древесины в любой год через значение года предыдущего и распространим её на весь диапазонВ3:В22;

- построим график для столбца В.

 

 

 

 

 

 

 

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image060.jpg

 

 

 

Самостоятельная работа

Отметка 5-6:

Создайте таблицу по образцу, в которой отображены результаты соревнований по бегу и прыжкам в длину:

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image061.jpg

Определите самые лучшие результаты в беге и прыжках в длину. Отсортируйте данные таблицы:

а. в алфавитном порядке;

б. по возрастанию результатов в беге на 100 м;

в. по убыванию в прыжках в длину. 

 

Отметка 6-7:

Создайте таблицу по образцу, в которой отражена успеваемость группы за месяц:

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image063.jpg

Отсортируйте или отфильтруйте данные таблицы:

а. в алфавитном порядке по фамилии;

б. по возрастанию отметок по белорусскому языку;

в. по убыванию отметок по математике;

г. отобразить информацию только о тех учащихся, которые получили по информатике 9 баллов.

 

Отметка 8-9:

Создайте таблицу по образцу, в которой отражены основные сведения про страны Европы:

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image064.jpg

 

Отсортируйте или отфильтруйте данные таблицы:

а. страны, названия которых начинается на букву «И»;

б. страны, названия столиц которых заканчиваются на букву «м»;

в. страны, площадь которых составляет от 100 до 300 тысм2;

г. страны, население которых составляет от 10 до 50 млнел.;

д. первые 5 самых высоких точек Европы;

е*. страны, названия которых заканчиваются на «ия» и площадь которых меньше средней, или страны, названия столиц которых заканчиваются на «м» и численность населения которых превышает 30 млн. чел.

 

3. Содержание отчета

а. Титульный лист

б. Цель работы

в. Дидактическое и методическое обеспечение

г. Последовательность выполнения работы по заданиям с описанием основных этапов осуществляемых действий

д. Заключение в виде анализа полученных результатов и выводов

 

 Контрольные вопросы

1.  Что называется сортировкой?

2.  По каким параметрам можно сортировать данные электронной таблицы?

3.  Какой порядок сортировки можно задать для числовых данных? Для текстовых данных?

4.  Что такое фильтрация?