Практическое занятие № 12

ТЕМА: Понятие информационной модели. Назначение информационной модели. Структурирование информации с использованием информационных моделей. Структурирование текстовых моделей с использованием стилей, генерации оглавления. Использование инструментов табличного процессора для реализации и исследования моделей из различных областей.

ЦЕЛЬ: Дать понятие об информационной модели. Сформировать представление о структурировании информации с использованием информационных моделей. Научить структурировать текстовые модели с использованием стилей, генерации оглавления, сформировать умение использовать инструменты табличного процессора для реализации и исследования моделей из различных областей. 

 

1. Последовательность выполнения практического занятия.

1.1. Внеаудиторная подготовка

а. Повторить технику безопасности при работе на ПК.

1.2. Работа на учебном занятии

а. Выполнить практические задания.

б. Убрать рабочее место.

в. Оформить отчёт.

2. Методические указания

 

Теоретические сведения для выполнения упражнений.

Понятие и назначение информационной модели

Под моделью (лат. modulus – аналог, образец) понимается некоторый материальный либо мысленно представляемый объект или явление, используемые вместо другого объекта (оригинала).

Модель повторяет существенные для целей конкретного моделирования свойства оригинала, опуская несущественные свойства.

Модели могут быть разделены на два больших класса: материальные и информационные.

Материальная (предметная) модель воспроизводит геометрические, физические, химические, биологические свойства объектов в материальной форме.

 

Примерами материальных моделей являются:

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image002.jpg

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image004.jpg

Информационная модель – это совокупность информации, описывающая существенные свойства и состояние объекта, процесса, явления.

Информационные модели нельзя потрогать, они не имеют материального воплощения, потому что строятся только на информации. В то же время, рассматривая любую информационную модель, мы связываем её с определённым носителем информации (бумагой, магнитным диском и пр.)

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. По способу представленияразличают следующие виды информационных моделей.

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image006.gif

 Широко используются образные информационные модели в образовании (иллюстрации в учебниках, учебные плакаты по различным предметам) и науках, где требуется классификация объектов по их внешним признакам (в ботанике, биологии, палеонтологии и др.).

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image008.jpg

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image010.jpg

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image012.jpg

Примерами смешанных информационных моделей могут служить также географические карты, графики, диаграммы и пр.

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image014.jpg

Для более полного описания свойств или характеристик какого-либо объекта может использоваться несколько информационных моделей разных видов.

Вид модели

Модель

Словесное описание

Вода (оксид водорода) – прозрачная жидкость, не имеющая цвета (в малом объёме) и запаха.

Формула

H2O

Изображение

молекулы

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image016.jpg

Схема

молекулы

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image017.jpg

Отдельно и более подробно рассмотрим описательные и формальные информационные модели. Это чаще всего встречающиеся в процессе обучения модели.

Описательные информационные модели создаются на естественном языке (т.е. на любом языке общения между людьми: русском, белорусском, английском, китайском и т.д.) в устной или письменной форме. Формальные модели создаются на формальном языке (т.е. научном, профессиональном или специализированном).

Формальные информационные модели содержат математические и химические формулы, алгоритмы, представленные на языках программирования и т.д.

Отдельно рассматривается математическая модель, которая представляет собой совокупность математических соотношений, уравнений, неравенств, описывающих основные закономерности изучаемого объекта, процесса или явления.

Информационные модели, описывающие объекты, явления, процессы в определённый момент времени, без учёта их изменений в пространстве и времени, называют статическими. Динамические модели учитывают изменения параметров процессов и явлений с течением времени.

Процесс создания и использования моделей для решения практических задач называют моделированием. Моделирование широко используют в науке и технике, экономике и производстве. Без моделирования немыслимо создание машин и механизмов, строительство зданий и мостов, создание новых материалов, лекарств, торговых сетей.

Использование моделей позволяет упростить и удешевить исследование объектов и явлений реального мира. Основное назначение информационных моделей – описание свойств объектов, установление закономерностей, проектирование новых объектов, прогнозирование протекающих процессов и эффективное управление ими.  

Упражнения.

1. Запишите в текстовом редакторе MS Word или нарисуйте в графическом редакторе Paint с последующим перенесением в документ текстового редактора информационную модель, на ваш выбор:

а)    учащегося вашей группы;

б)    игрока баскетбольной команды;

в)    пациента ветеринарной лечебницы;

г)    квартиры жилого дома;

д)    книги в библиотеке;

е)    диска с видеозаписью;

ж)   города.

 

2. Придумайте пример информационной модели, образными элементами которой являются муляжи фруктов и цветов, пользуясь возможностями графического редактора Paint.

 

Теоретические сведения для выполнения Заданий 1-2.

Структурирование информации с использованием

информационных моделей.

Представление информационной модели  тесно связано с понятием структурирования.

Структурирование информации позволяет описать объекты, процессы, с помощью определенного числа специальных конструкций, строго обозначенных элементов, показать связи и зависимости между отдельными элементами систем, объектами и т.д.

В зависимости от структуры информационные модели делятся на

·        табличные

·     графы

·        иерархические

·        сетевые

Наибольшее распространение получили табличные модели, чему в немалой степени способствовали простота их реализации в электронных таблицах.

В табличной модели названия или перечни однотипных объектов или свойств размещают в первой строке (или столбце) таблицы, а значения их свойств – в следующих строках (или столбцах) таблицы.

Столбцы с однотипными данными называют полями, а каждая строка представляет собой отдельную запись.

Различают таблицы типа «объект - свойство». Это тогда, когда в одной строке содержится информация об одном объекте или одном событии и – таблицы типа «объект - объект», которые отражают взаимосвязи между разными объектами.

Для наглядного представления состава и структуры данных используются графы. Граф является удобным способом наглядного представления структуры информационных моделей. Вершины графа (овалы) отображают элементы системы, а связи между объектами – как дуги (или рёбра) графа. Получают чертёж, который задаёт множество вершин и множество линий (связей), соединяющий некоторые пары вершин.

Связи между объектами называют отношениями. Симметричная связь обозначается отрезком, а  несимметричная -стрелкой. В ненаправленном графе связи симметричны. В виде такого графа можно представить модель дорог, связывающих населённые пункты.

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image019.jpg

В ориентированном графе отношения между объектами (связи) несимметричны, например, начальникподчинённый, отецсын и т.п.

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image021.jpg

  Система, объекты которой находятся друг с другом в отношении вложенности или подчинённости, называетсяиерархической. Иерархическая модель наглядно представляется графом, в которой вершины верхнего уровня связаны с вершинами нижнего уровня как «один ко многим».

Иерархическая система классификации строится следующим образом:

- исходное множество элементов составляет 0-й уровень и делится в зависимости от выбранного классификационного признака на классы (группировки), которые образуют 1-й уровень;

- каждый класс 1-го уровня в соответствии со своим, характерным для него классификационным признаком делится на подклассы, которые образуют 2-й уровень;

- каждый класс 2-го уровня аналогично делится на группы, которые образуют 3-й уровень и т.д.

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image023.jpg

 

Примерами иерархических моделей являются графические представления разнообразных классификаций (животных, растений и т.п.).

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image025.jpg

 Информационная модель, объекты которой связаны по принципу «многие ко многим», называется сетевой. Примерами сетевых моделей могут служить различные сети супермаркетов, глобальная сеть Интернет. 

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image027.jpg

В информатике рассматриваются модели, которые можно создавать и исследовать с помощью компьютера. В этом случае модели делят на компьютерные и некомпьютерные.

В настоящее время выделяют два вида компьютерных моделей:

·              структурно-функциональные, которые представляют собой условный образ объекта, описанный с помощью компьютерных технологий;

·              имитационные, представляющие собой программу или комплекс программ, позволяющий воспроизводить процессы функционирования объекта в разных условиях.

Значение компьютерного моделирования сложно переоценить. К нему прибегают при исследовании сложных систем в различных областях науки, при создании образов исчезнувших животных, растений, зданий и т. п. Редкий кинорежиссер сегодня обходится без компьютерных эффектов.

Кроме того, современное компьютерное моделирование является мощным инструментом развития науки.

Примеры компьютерных моделей

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image029.jpg

Задание 1. Создать на Лист 1 электронной книги MS Excel таблицу, в которой разместить информацию об осадках и среднесуточной температуре за 5 дней марта, по образцу:

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image031.jpg

Методика выполнения Задания 1.

- введём исходные данные как показано на рисунке: однотипные данные будем размещать в столбцах, а в первую строку поместим названия столбцов: Дата, Осадки, Температура;

- можно размещать названия в первом столбце, а однотипные данные группировать по строкам, тогда таблица будет выглядеть так:

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image033.jpg

 

 

Задание 2. Создать в текстовом редакторе MS Word таблицу,  отражающую наличие дороги между населенными пунктами(если дорога есть – ставим число 1, если нет – 0) по образцу:

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image035.jpg

 

и на основании данных этой таблицы нарисовать неориентированный граф.

 

Методика выполнения Задания 2.

- вставим таблицу, состоящую из 5 строк и 5 столбцов, выполнив указанную последовательность действий:

 

   http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image037.jpg;

- заполним таблицу данными и построим неориентированный граф:

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image039.jpg

3. Содержание отчета

а. Титульный лист

б. Цель работы

в. Дидактическое и методическое обеспечение

г. Последовательность выполнения работы по заданиям с описанием основных этапов осуществляемых действий

д. Заключение в виде анализа полученных результатов и выводов

 

 Контрольные вопросы

1. Что понимают под моделью?

2. На какие два основных класса делятся модели?

3. Какие модели называются информационными? Материальными?

4. Какие модели называют знаковыми? образными? смешанными?

5. Какие модели называют формальными? Приведите примеры.

6. Какой процесс называется моделированием?

7. Что понимают под полями и записями таблицы?

8. Какая информационная модель называется иерархической?

9. Чем отличаются динамические модели от статических?

10. Что представляет собой информационная модель в виде графа?

11. Каким образом  структурируется информация в табличных моделях?

12. Что такое компьютерное моделирование?

 

13. Определите и запишите в таблицу, какие из перечисленных моделей являются информационными, а какие – материальными.

Информационные

Материальные

 

 

а. прогноз погоды в сети интернет;

б. макет застройки агрогородка;

в. расписание движения автобусов;

г. карта метрополитена;

д. рисунок родословного дерева;

е. список учащихся группы;

ж. компьютерная программа;

з. модель самолёта.

 

 14. Назовите объекты, модели которых приведены на рисунках:

  http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image041.jpg

 

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image043.jpg

 

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image045.jpg

     

Назовите образные и знаковые элементы каждой модели. Для каждой модели поясните, смысл каких знаков нужно знать, чтобы получить информацию с помощью этой модели.

 

15. Какие из описаний представлены на формальном языке, а какие - на естественном?

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image047.gif

 

16. Какого вида информационные модели присутствуют в представленном ниже учебном материале?

http://gatk.by/dotd/inform/pz16/pz16.files/image049.gif

 

1. Последовательность выполнения практического занятия.

1.1. Внеаудиторная подготовка

а. Повторить технику безопасности при работе на ПК.

б. повторить материал предыдущих занятий или изучить материал учебной  литературы: Информатика: учебное пособие для 10 класса, с. .

1.2. Работа на учебном занятии

а. Выполнить практические задания.

б. Убрать рабочее место.

в. Оформить отчёт.

2. Методические указания

 

Теоретические сведения для выполнения Заданий 1-2.

Структурирование текстовых моделей с использованием стилей,

генерации оглавления.

 У каждого из вас бывают такие ситуации, когда необходимо сдавать реферат без какого-либо оформления или же в какой-либо книге вам нужно найти информацию, а содержания в ней нет. А выход из этой ситуации очень прост – созданиемногоуровнего оглавления.

Для создания многоуровневого оглавления необходимо сначала задать уровни заголовков по тексту. И это можно сделать несколькими способами:

1. На вкладке Главная в группе Стили выбирать стиль заголовка.

http://www.on-line-teaching.com/word/img_q/33-1.jpg

2. Перейти в режим документа Структура можно с помощью мини-панели в правом нижнем углу окна документа.                                                             

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image004.jpg

http://www.on-line-teaching.com/word/img_q/33-3.jpgили через вкладку Вид группу Режим просмотра документа.


http://www.on-line-teaching.com/word/img_q/33-4.jpg 

Здесь вы увидите структуру документа и сможете каждому элементу присвоить свой уровень, при этом, не меняя форматирования самих элементов.

 

 

 

Теперь, когда документ у вас структурирован, установите курсор в том месте, где должно быть оглавление, и с помощью меню Ссылки группы Оглавления нажмите кнопку Оглавление. Выберите любоеАвтособираемое оглавление. Программа автоматически определит структуру оглавления по заданным уровням в документе.

  http://www.on-line-teaching.com/word/img_q/33-5.jpg


Обратите внимание, данным способом можно создать оглавление только тогда, когда текст форматировался с помощьюСтилей.

http://www.on-line-teaching.com/word/img_q/33-6.jpg Если уровни текста задавались без применения стандартных стилей MS Word, то для создания оглавления необходимо в меню Ссылки группы Оглавления нажать кнопкуОглавление и выбрать в списке пункт Оглавление. В появившемся диалоговом окне нажать на кнопку Параметры 

В окне Параметры оглавления снять отметку с пункта стили и установить возле пункта уровни структуры. Нажмите ОК. Оглавление будет сформировано на основании структуры документа.


Задание 1. Создать многоуровневый список следующего вида:

Устройства современного компьютера:

1. Процессор
2. Память:
  2.1. Оперативная память
  2.2. Долговременная память:
    2.2.1. Жесткий магнитный диск
    2.2.2. Дискета
    2.2.3. Флэш-память 
    2.2.4. Оптические диски:
       2.2.4.1. CD
       2.2.4.2. DVD
3. Устройства ввода:
  3.1. Клавиатура
  3.2. 
Мышь
  3.3. Сканер
  3.4. Графический планшет
  3.5.Цифровая камера
  3.6. Микрофон
  3.7. Джойстик
4. Устройства вывода:
  4.1. Монитор:
    4.1.1. Жидкокристаллический монитор
    4.1.2. Монитор на электронно-лучевой трубке
  4.2. Принтер:
    4.2.1. Матричный принтер
    4.2.2. Струйный принтер
    4.2.3. Лазерный принтер

 

Методика выполнения Задания 1.

- введём текст как показано в задании без нумерации:

Устройства современного компьютера:    первая строка

Процессор                                           вторая строка
Память                                        
 третья строка

Оперативная память                четвёртая строка
Долговременная память    
    и т.д.
Жесткий магнитный диск …

и т;

- выделите первую строку и выберите стиль форматирования Заголовок 1;

- далее выделим все оставшиеся строки и выберем Многоуровневый список:

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image011.jpg

среди предлагаемых Библиотеки списков вариантов, необходимо выбрать именно тот, который предложен в Задании 1:

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image013.jpg

- исходный текст приобрёл вид нумерованного списка, и все его пункты получили самый высокий 1-й уровень, но такой уровень могут занимать только пункты «Процессор», «Память», «Устройства ввода» и «Устройства вывода», а это значит, что уровень остальных пунктов следует понизить (создать вложение пунктов);

- выделим четвёртую строку с текстом Оперативная память и ещё раз выберем многоуровневый список, но уже внизу Библиотеки списков из ряда http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image015.jpg выбрать Изменить уровень списка и в раскрывшемся окне выбрать уровень 2 (полосу с цифрами 1.1) http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image016.jpg, затем выделим пятую строку с текстом Долговременная память и выполним ту же последовательность действий и будем повторять её до тех пор пока всем строкам 2-го уровня не будет присвоен соответствующий уровень;  

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image018.jpg

- далее продолжим снижать уровень списка с помощью кнопок http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image020.jpg диалогового окна Абзац: выделим шестую строку с текстом Жёсткий магнитный диск и нажмём кнопку http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image021.jpg ← Увеличить отступ результатом должен быть назначенный 3-й уровень для шестой строки, т.е.

2.2.1. Жёсткий магнитный диск;

- любым способом закончите оформлять список как показано в условии задачи.

Задание 2. Создать на основе структурированного текста из Задания 1 автоматическое оглавление на отдельной странице.

Методика выполнения Задания 2.

- установим курсор перед структурированным текстом Задания 1;

- переходим на вкладку Вставка и в группе Страницы выберем кнопку Пустая страница;

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image023.jpg

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image025.jpg- на появившейся пустой странице создадим оглавление, выбрав инструмент Оглавление на вкладке Ссылки и команду Оглавление;

- в качестве формата оглавления выберите вариант Автособираемое оглавление 1;

 

Убедитесь, что в оглавление будут включены номера страниц с выравниванием по правому краю, а в качестве заполнителя установлено многоточие. Проверьте работоспособность гиперссылок в оглавлении, выполняя по ним щелчки мыши при нажатой клавише Ctrl.

 

 

 

Теоретические сведения для выполнения Задания 3.

Стуктурирование таблиц в MS Excel

Структурирование таблицы - это группирование строк и столбцов в таблице. Оно необходимо при работе с большими таблицами, когда часто приходится временно закрывать или открывать вложенные друг в друга части таблицы на разных иерархических уровнях.

Символы структуры – это символы, используемые для изменения вида структурированного листа. Ими являются знаки «плюс» и «минус» или цифры 1, 2, 3 показывающие уровень структуры.

Структурированный по строкам документ приведён на рисунhttp://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image027.jpgке.

 Значок "+" означает, что строки 3-4 в таблице свёрнуты. При щелчке по ним они разворачиваются, т.е. полностью появляются на экране и появляется вертикальная линия уровня, а значок "+" заменяется на "-".

В развёрнутом виде представлена структура строк 6-9 (отмечены точками и линией уровня со значком "-") и структура строк 10-11. При щелчке по значку "-" группа строк сворачивается в значок "+".

 

 

 

 

Перед структурированием таблицы необходимо:

1.       Убедиться, что в первой строке каждого столбца имеется заголовок, что каждый столбец содержит данные одного типа и что в диапазоне данных отсутствуют пустые строки или столбцы.

2.       Произвести сортировку записей для выделения необходимых групп по порядку (например, по номерам групп).

3.       Желательно предусмотреть так называемые итоговые строки – строки для вычисления промежуточных итогов, например, среднего балла по группе.

В эти строки можно ввести формулы для вычисления вручную или автоматически – с помощью команды Структура\Промежуточные итоги. В этом случае итоговые строки вставлять не надо, они формируются автоматически над или под блоком структурируемых ячеек.

1. Ручной способ структурирования

При ручном способе структурирования выделяется блок смежных строк или столбцов и выполняется команда Данныеруппировать. Появляется окно Группирование, в котором указывается вариант группировки — по строкам или столбцам.

В результате создается структура таблицы. Кнопки 1 и 2 - номера уровней структуры – служат для открытия или скрытия соответствующего уровня.

Вложенный структурный элемент нижнего иерархического уровня будет создан, если внутри структурной части выделить группу и выполнить команду Данныеруппировать. При выделении группы, охватывающей другие структурные части таблицы, и при выполнении команды Данныеруппировать создается структурный элемент верхнего иерархического уровня. Максимальное число уровней - восемь.

Для отмены одного структурного компонента производится выделение области и выполняется команда Данныеазгруппировать.

Для отмены всех структурных компонентов таблицы нужно выполнить команда Данныеазгруппировать\Удалитьструктуру.

2. Автоструктурирование

Автоструктурирование выполняется для таблиц, содержащих формулы, которые ссылаются на ячейки, расположенные выше и (или) левее результирующих ячеек, образуя с ними сплошную смежную область – без пустых промежуточных столбцов или строк. Автоструктурирование возможно только для такого порядка следования ячеек с данными и ячеек с формулами - слева направо и сверху вниз.

Например, в таблицу введены столбец, в котором рассчитывается максимальная отметка учащегося с помощью функции МАКС (может быть любая формула MS Excel) и строка Итог, в которой рассчитывается с помощью функцииСРЗНАЧ средний балл в группе. Порядок следования исходных данных и результатов (итогов) - слева направо и сверху вниз, что позволяет применить к таблице автоструктурирование.

Таблица, пригодная для автоструктурирования:

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image029.jpg

После ввода в таблицу исходных данных и формул курсор устанавливается в произвольную ячейку списка и выполняется команда Данныеруппировать\Создание структуры. Все структурные части таблицы создаются автоматически, как по строкам, так и по столбцам.

Структурированную таблицу можно выводить на печать в открытом или закрытом виде.

3.  Структурирование с подведением итогов

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image031.jpgКоманда Данные\Промежуточные итоги создает структуру таблицы и одновременно вставляет строки  промежуточных  и  общих  итогов для выбранных столбцов в соответствии с заданнойфункцией.

Функции для подведения автоматических итогов приведены в таблице.

 

Примечания:

1 Для получения итогов по группам следует заранее упорядочить строки списка с помощью команды Данные\Сортировка.

2 Подведение итогов выполняется при изменении значений в столбце, который образует группы.

Команда Данные\Промежуточные итоги может выполняться для одного и того же списка записей многократно, ранее созданные промежуточные итоги могут заменяться новыми или оставаться неизменными посредством установки или снятия флажка параметра Заменить текущие итогиТаким образом, имеется возможность подведения итогов различных уровней вложенности.

Операция

Значение в строке итогов по группе

Сумма

Сумма значений

Количество значений

Число непустых значений

Среднее

Среднее значение в группе

Максимум

Наибольшее числовое значение в группе

Минимум

Наименьшее числовое значение в группе

Произведение

Произведение всех значений в группе

Количество чисел

Количество записей или строк, которые содержат числовые данные в группе

 

19Столбец, при изменении значений в котором образуются группы, выбирается из списка в поле параметра При каждом изменении в:.

Перечень столбцов, по которым подводятся итоги, указывается в поле Добавить итоги по:.

Итоги выводятся либо под данными, либо над данными установкой флажка параметраИтоги под данными. Принудительно группы могут размещаться на отдельных печатных страницах (параметр Конец страницы между группами). Кнопка Убрать все удаляет все итоги из текущего списка.

При нажатии кнопки ОК автоматически создаются промежуточные итоги.

 

Слева таблицы на служебном поле появляются символы структуры:

·                 линии уровней структуры;

·                 кнопка "+" показа групп;

·                 кнопка "-" скрытия групп;

·                 кнопки уровней структуры 1,2,3 и т.д.

Команда Данные\Промежуточные итоги\ клавиша Убрать всё  убирает структурирование и все предыдущие итоги.

 Задание 3. Подготовить на Лист 1 для структурирования таблицу следующего вида:

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image035.jpg

 

2. Выполнить в подготовленной таблице:

·         Ручное структурирование

·         Автоструктурирование с введением нового иерархического уровня по строкам.

·         Структурирование с подведением итогов.

 

Методика выполнения Задания 3.

- создадим таблицу по образцу;

- создадим ещё две копии Листа 1;

- переименуем каждый лист: Лист 1 - ручное структурирование, Лист 2 - автоструктурирование, Лист 3 - подведение итогов;

- для ручного структурирования (Лист 1 - ручное структурирование):

·         отсортировать таблицу по любому какому-нибудь столбцу, например, по группе;

·         создать структурную группу для строк 3-4. Для этого нужно выделить строки 3-4 и выполнить команду Данныеруппировать (для строк).  Аналогично создать структуру для двух других групп (строки 5-7 и 8-9).

·         создать структурные группы для столбцов. Для этого выделить 2-3 столбца (начиная от ячейки с именем и вниз - до последней строки) и выполнить команду Данныеруппировать (для столбцов). Аналогично повторить для оставшихся столбцов;

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image037.jpg

- для автоструктурирования таблицы и введения нового уровня ручным способом (Лист 2 –автоструктурирование):

·         выделить строки 3-4 (с данными) и выполнить команду Данные \ Группировать;

·         выделить остальные строки таблицы и выполнить команду Данные\ Группировать;

В результате внутри первого уровня структурирования (1) появится второй уровень (2), созданный вручную;

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image039.jpg

 

- структурирование с подведением итогов (Лист 3 - подведение итогов):

- отсортировать список записей таблицы Данные\Сортировка, в окне Сортировка диапазона указать столбец группа, если данный столбец не отсортирован ранее;

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image040.jpg- создать 1-й уровень итогов – средний балл по группе: для этого  устанавливался курсор в любую ячейку списка и выполнялась команду Данные\ Промежуточные итоги.

 

В диалоговом окне Промежуточные итоги указывать:

При каждом изменении в -  группа

Операция: Среднее

Добавить итоги по: отметка по математике, отметка по физике, отметка по информатике

Заменять текущие итоги: да (поставить маркер)

Конец страницы между группами: нет (поставить маркер)

Итоги по данными: да (поставить маркер).

 

 

 

 

После нажатия ОК рассчитается средний балл по каждой группе и общее среднее.

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image041.jpg

 

Но если перейти в режим просмотра формул, то видно, что среднее общее вычислено неверно, поэтому необходимо вручную откорректировать формулу для расчёта среднего по всем группам.  

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image042.jpg

 

После изменений расчётных формул ваши данные будут верными и готовыми к работе:

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image043.jpg

 

Самостоятельная работа

Отметка 5-6:

Создайте многоуровневый список:

http://www.studfiles.ru/html/2706/604/html_NSQcXPY1dN.k8Zq/htmlconvd-LCLvyr_html_m6d670122.gif

 

Отметка 6-7:

Создайте многоуровневый список и оглавление для глав:

http://www.studfiles.ru/html/2706/604/html_NSQcXPY1dN.k8Zq/htmlconvd-LCLvyr_html_45ac8890.gif 

 

Отметка 8-9:

Выполнить структурирование данных, подготовив таблицу по образцу:

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz17/pz17.files/image076.jpg

 

3. Содержание отчета

а. Титульный лист

б. Цель работы

в. Дидактическое и методическое обеспечение

г. Последовательность выполнения работы по заданиям с описанием основных этапов осуществляемых действий

д. Заключение в виде анализа полученных результатов и выводов

 

 Контрольные вопросы

1. Что такое структурированная таблица?

2. Как выполняется ручное структурирование?

3. Как выполняется автоструктурирование?

4. Как выполняется структурирование с подведением итогов?

5. Для чего применяется структурирование таблиц?

6. Как выглядит структура таблицы?

7. Как отменить структуру таблицы?