Практическое занятие № 17

ТЕМА: Связывание двух таблиц. Сортировка данных в таблице.

ЦЕЛЬ: Сформировать умение связывать таблицы базы данных. Сформировать знания о понятии сортировки данных, сформировать умения сортировать данные в таблице базы данных.  

 

 

1. Последовательность выполнения практического занятия.

1.1. Внеаудиторная подготовка

а. Повторить технику безопасности при работе на ПК.

б. повторить материал предыдущего занятия или изучить материал учебной  литературы: Информатика: учебное пособие для 11 класса, с. 104…116.

1.2. Работа на учебном занятии

а. Выполнить практические задания.

б. Убрать рабочее место.

в. Оформить отчёт.

2. Методические указания

 

Теоретические сведения для выполнения Задания 1.

Связывание таблиц  базы данных.

Установление связей в MS Access даёт возможность автоматически соединять данные из разных таблиц. Так обеспечивается целостность базы данных.

Процесс установления связей между таблицами называют построением Схемы данных.

Для установления связей между двумя таблицами необходимо определить в каждой из них поля для связывания. Эти поля могут иметь одинаковые или различные имена, но должны содержать ДАННЫЕ ОДНОГО ТИПА.

 

Задание 1. Создать в базе данных № группы + фамилия из предыдущего занятия ещё одну таблицу экзамены и организовать связь между двумя таблицами

Записей в таблице экзамены должно быть не менее семи.

Имя

поля

Тип данных

Свойства полей

Размер

Формат поля

Маска ввода

Подпись

Значение по умолчанию

Обязательное поле

Индексированное поле

 

Фамилия

Текстовый

30

Фамилия

 

да

Да (совпадения допускаются)

Имя

Текстовый

12

Имя

да

нет

Отчество

Текстовый

30

Отчество

нет

нет

 

Группа

Текстовый

 

5

 

Группа

Записать № вашей группы

 

да

Да (совпадения допускаются)

Дисциплина

Текстовый

15

 

 

Дисциплина

 

да

Да (совпадения допускаются)

Отметка

Числовой

5

 

 

Отметка

 

да

Да (совпадения допускаются)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика выполнения Задания 1.

- после запуска программы появится диалоговое окно программы, в котором расположены основные команды, но так как мы уже создавали базу данных на прошлом занятии, то создавать новую не надо, а надо открыть созданную;

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz21/pz21.files/image026.jpg

 

- после щелчка мышью по файлу с именем № группы + фамилия (на рисунке это база данных с именем 234м+Петров)откроется база данных, созданная на предыдущем занятии: база данных должна содержать таблицу анкета и формуанкета если вами всё сделано правильно;

- переходя на вкладку Создание, выбирая Конструктор таблиц, создадим ещё одну таблицу под именем экзамены;

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz21/pz21.files/image027.jpg

 

- в появившемся окне режима Конструктор, заполним поля таблицы из условия Задания 1, и сохраним таблицу под именем экзамены;

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz21/pz21.files/image028.jpg

 

- при ответе на вопрос про создание ключевого поля необходимо ответить НЕТ, кроме этого полностью сформируем структуру таблицы с учётом всех свойств полей, которые указаны в условии Задания 1;

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz21/pz21.files/image029.jpg

 

- данные при заполнение таблицы экзамены должны совпадать с данными таблицы анкета, т.е. если в таблице анкета есть учащийся по фамилии Петров, то тот же учащийся должен присутствовать и в таблице экзамены;

http://gatk.by/dotd/inform/pz21/pz21.files/image030.jpg

 

- для правильной организации связи таблиц, необходимо определить ключевое поле, т.е. открыть в режиме Конструкторатаблицу анкета и установить курсор на строку с полем Фамилия и правой клавишей мыши вызвать контекстно-зависимое меню, выбрать Ключевое поле и щелчком левой клавиши мыши подтвердить выбор;

 

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz21/pz21.files/image031.jpg

 

- закрыть таблицу анкета и все другие (если они в данный момент открыты) объекты базы данных;

- для создание связи между таблицами перейдём на вкладку Работа с базами данных и выберем команду Схема данных:

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz21/pz21.files/image032.jpg

 

- открылось диалоговое окно Схемы данных, добавляем две таблицы, нажимая кнопку Добавить;

http://gatk.by/dotd/inform/pz21/pz21.files/image033.jpg

 

- таблицы добавлены и появились в окне Схемы данных, кроме этого видно, что в таблице анкета ключевое полеФамилия (напротив отображён значок в виде ключа);

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz21/pz21.files/image034.jpg

 

- устанавливаем курсор на поле Фамилия таблицы анкета и удерживая левую клавишу мыши перетаскиваем на полеФамилия таблицы экзамены и отпускаем левую клавишу мыши, появится таблица Изменение связей, в которой надо поставить «галочку» напротив Обеспечение целостности системы и нажать кнопку Создать;

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz21/pz21.files/image035.jpg

 

- в рабочем окне Схемы данных появится связь между таблицами в виде линии, соединяющей таблицы, закрываем макет и подтверждаем сохранение, нажав кнопку Да;

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz21/pz21.files/image036.jpg

- открываем таблицу анкета в режиме таблицы и проверяем работоспособность созданной связи между таблицами: напротив фамилии должен появиться знак «+», при нажатии на который раскроется вторая таблица экзамены с соответствующей фамилией и покажет результаты экзаменов;

http://gatk.by/dotd/inform/pz21/pz21.files/image037.jpg

- если в таблице анкета отсутствуют значки +, то это значит, что связь между таблицами не организована и есть ошибки, которые необходимо найти и устранить.

 

Самостоятельная работа

Отметка 5-6:

 Создайте ещё одну таблицу спортивные секции в базе данных MS Access из предыдущего практического занятия, котораяуже содержит таблицу сведения об учащихся, по образцу:

Номер группы

Фамилия

Имя

Пол

Рост,см

Вес, кг

Баскетбол

Волейбол

Футбол

57эс

Иванов

Иван

м

178

80

да

нет

да

57эс

Петров

Петр

м

190

100

нет

да

нет

57эс

Сидорова

Ирина

ж

169

76

нет

да

нет

57эс

Травкин

Илья

м

177

66

да

нет

да

57эс

Жукова

Мария

ж

159

50

нет

да

нет

 

 

Отметка 6-7:

Создайте ещё одну таблицу характеристики в базе данных MS Access из предыдущего практического занятия, которая уже содержит таблицу планеты Солнечной системы, по образцу:

Планета

Группа

Дневная средняя

температура

Ночная средняя

температура

Меркурий

земная

+430°C

-180°C

Венера

земная

+470°C

+470°C

Земля

земная

+27°C

-32°C

Марс

земная

+20°C

-155°C

Юпитер

гиганты

+21°C

-145°C

Сатурн

гиганты

неизвестно

-188°C

Уран

гиганты

-224°C

-224°C

Нептун

гиганты

-220°C

-220°C

 

Отметка 7-9:

Создайте ещё одну таблицу характеристики в базе данных MS Access из предыдущего практического занятия, которая уже содержит таблицу знаки зодиаков, по образцу:

знак    зодиака

счастливые числа

цвет

Овен

4, 7,9,12

малиновый, красный

Телец

2,4,6

зелёный, белый

Близнецы

3,5,12,18

фиолетовый, оранжевый

Рак

2,4,5,8

белый, серебряный

Лев

1,5,9,11

золотой, алый

Дева

3,5,6,12,20,27

белый, голубой

Весы

2,6,7,8,9,15

пурпурный, зелёный

Скорпион

4,5,8,9,10,11,21

жёлтый, красный

Стрелец

3,4,9

синий, багровый

Козерог

3, 5, 7, 8, 14

чёрный, синий

Водолей

2,4,8,9, 11,13

ультрамарин, фиолетовый

Рыбы

6,7,11

синий, красный

 

 

3. Содержание отчета

а. Титульный лист

б. Цель работы

в. Дидактическое и методическое обеспечение

г. Последовательность выполнения работы по заданиям с описанием основных этапов осуществляемых действий

д. Заключение в виде анализа полученных результатов и выводов

 

 Контрольные вопросы

1. Почему в некоторых случаях целесообразно использовать многотабличные, а не однотабличные базы данных? 

2. Какие типы связей между таблицами возможны в реляционных базах данных?

3. Что такое понятие «целостность данных»?

4. Когда осуществляется контроль целостности данных?

5. Как следует вводить данные, если есть главная и подчиненная таблицы?

 

 

1. Последовательность выполнения практического занятия.

1.1. Внеаудиторная подготовка

а. Повторить технику безопасности при работе на ПК.

б. повторить материал предыдущего занятия или изучить материал учебной  литературы: Информатика: учебное пособие для 11 класса, с. 135…154.

1.2. Работа на учебном занятии

а. Выполнить практические задания.

б. Убрать рабочее место.

в. Оформить отчёт.

2. Методические указания

 

Теоретические сведения для выполнения Заданий 1-2.

Сортировка записей в таблице.

Для эффективного поиска информации в больших таблицах базы данных, в которых могут храниться сотни и тысячи записей, у пользователя часто возникает необходимость разместить записи в определённой последовательности, т.е. отсортировать их.

Под сортировкой записей в таблице базы данных понимают процесс их упорядочения в определённой последовательности по значению одного из полей.

В зависимости от типа данных, определённых для сортировки, все записи в таблице базы данных могут сортироваться:

- по величине числа, если тип данных числовой;

- по алфавиту, если тип данных текстовый;

- по дате и времени, если данные в поле содержат значение даты и времени.

Для сортировки записей по данным конкретного поля необходимо установить курсор в любой строке соответствующего столбца и щёлкнуть мышью по одной из кнопок вкладки Главная в группе Сортировка и фильтр:

http://gatk.by/dotd/inform/pz22/pz22.files/image001.jpg  – сортировка по возрастанию 

http://gatk.by/dotd/inform/pz22/pz22.files/image003.jpg  – сортировка по убыванию

 

Задание 1.  В базе данных № группы + фамилия в таблице анкета расположить записи поля Фамилия в алфавитном порядке.

Методика выполнения Задания 1.

- после запуска программы надо открыть созданную базу и открыть  таблицу анкета  в режиме Таблица;

- установим курсор мыши в строке Фамилия и щёлкнем по кнопке Сортировка по возрастанию;

http://gatk.by/dotd/inform/pz22/pz22.files/image004.jpg

 

- результат сортировки сразу же отображается на экране.

 

Задание 2.  Создать таблицу по образцу, содержащую записи о вулканах, выполнить сортировку по полю Название в алфавитном порядке.

название

континент

местонахождение

высота над уровнем моря

Этна

Европа

Сицилия

3340

Везувий

Европа

Апеннины

1277

Гекла

Европа

Исландия

1491

Меру

Африка

Танзания

4567

Керинчи

Азия

Хонсю

3805

Кракатау

Азия

Камчатка

813

Семеру

Азия

Минданао

3676

 

Методика выполнения Задания 2.

- в режиме Конструктора создать таблицу;

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz22/pz22.files/image006.jpg

 

 

- сохранить и войти в режим заполнения таблицы, внести в таблицу информацию о вулканах;

- установить курсор мыши в любой строке поля Название, щёлкнуть мышью по кнопке Сортировка по возрастанию http://gatk.by/dotd/inform/pz22/pz22.files/image008.jpg;

- результат сортировки сразу отобразится в таблице.

 

Самостоятельная работа

Вариант 1.

1.  Создайте и заполните таблицы базы данных:

 

Модель

Кол-во мест

Масса

ВАЗ-2108

5

900

АЗЛК-2141

5

1070

Нива

4-5

1150

ГАЗ-21

5

1420

ИЖ-2125

4-5

1100

 

 

 

 

 

Модель

Скорость

Объем двигателя

Расход топлива

Мощность

ВАЗ-2108

150

1289

5,9

65

АЗЛК-2141

155

1568

6,2

76

Нива

132

1570

9,9

80

ГАЗ-21

147

2445

10,5

85

ИЖ-2125

142

1480

8,8

75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организуйте связь между таблицами по полю Модель.

3. Создайте форму и добавите в базу данных между 3 и 4-ой записью запись о машине Таврия.

4. Отсортируйте модели машин по возрастанию.

 

Вариант 2.

1. Создайте и заполните таблицы базы данных:

 

Маршрут

Расстояние

Количество остановок

Минск-Брест

346

5

Минск-Витебск

277

6

Минск-Гомель

304

3

Минск-Гродно

278

6

Минск-Могилев

201

3

 

Маршрут

Поезд

Автомобиль

Самолет

Минск-Брест

5 ч 42 мин

4 ч 18 мин

29 мин

Минск-Витебск

4 ч 36 мин

3 ч 24 мин

23 мин

Минск-Гомель

5 ч

3 ч 48 мин

26 мин

Минск-Гродно

4 ч 36 мин

3 ч 24 мин

17 мин

Минск-Могилев

3 ч 21 мин

2 ч 30 мин

14 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организуйте связь между таблицами по полю Маршрут.

3. Создайте форму и добавите в базу данных между 3 и 4-ой записью запись о маршруте до своего населённого пункта.

4. Отсортируйте расстояние по возрастанию.

 

Вариант 3.

1. Создайте и заполните таблицы базы данных:

 

Название озера

Район

Нарочь

Мядельский

Освейское

Верхнедвинский

Красное

Житковитский

Лукомское

Чашнитский

Черное

Берёзовский

Мядель

Мядельский

Стратусто

Браславский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название озера

Площадь

Наибольшая глубина

Средняя глубина

Нарочь

80

24,8

9,0

Освейское

53

7,5

2,0

Красное

44

4,0

1,5

Лукомское

37

11,5

6,6

Черное

17

2,5

1,3

Мядель

15

24,6

6,3

Стратусто

13

23,0

7,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организуйте связь между таблицами по полю Название озера.

3. Создайте форму и добавите в базу данных между 3 и 4-ой записью запись об озере Дрывяты.

4. Отсортируйте площадь по убыванию.

 

Вариант 4.

1. Создайте и заполните таблицы базы данных:

 

Водохранилище

Река

Год создания

Вилейское

Вилия

1975

Заславское

Свислочь

1956

Солигорское

Ореса

1967

Любаньское

Друть

1966

Погост

Случь

1978

Зельвеньское

Зольвянка

1981

 

 

Водохранилище

Площадь

Глубина

Вилейское

65

13,8

Заславское

27

8,0

Солигорское

23

4,5

Любаньское

22

6,5

Погост

16

5,4

Зельвеньское

12

7,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организуйте связь между таблицами по полю Водохранилище.

3. Создайте форму и добавите в базу данных между 3 и 4-ой записью запись о водохранилище Браславское.

4. Отсортируйте глубину по убыванию.

 

Вариант 5.

1. Создайте и заполните таблицы базы данных:

 

Созвездие

Название

Тельца

Альдебаран

Ориона

Ригель

Орла

Альтаир

Девы

Спика

Скорпиона

Антарес

Близнецы

Кастор

 

Созвездие

Величина

Склонение

Цвет

Тельца

1,06

22,2

Оранжевый

Ориона

0,34

16,9

Красный

Орла

0,89

40,9

Белый

Девы

1,21

47,8

Оранжевый

Скорпиона

1,22

16,7

Красный

Близнецы

1,99

2,6

Белый

 

2. Организуйте связь между таблицами по полю Созвездие.

3. Создайте форму и добавите в базу данных между 3 и 4-ой записью запись о созвездии Стрельца.

4. Отсортируйте величины созвездий по возрастанию.

 

3. Содержание отчета

а. Титульный лист

б. Цель работы

в. Дидактическое и методическое обеспечение

г. Последовательность выполнения работы по заданиям с описанием основных этапов осуществляемых действий

д. Заключение в виде анализа полученных результатов и выводов

 

 Контрольные вопросы

1. Для чего используется сортировка данных? 

2. Какой процесс называется сортировкой записей таблицы базы данных?

3. Что необходимо сделать для выполнения сортировки записей в таблице базы данных?