Практическое занятие № 9

ТЕМА: Построение диаграмм.

ЦЕЛЬ: Сформировать умения строить диаграммы в табличном процессоре MS Excel. 

 

1. Последовательность выполнения практического занятия.

1.1. Внеаудиторная подготовка

а. повторить технику безопасности при работе на ПК.

б. повторить материал предыдущих занятий или изучить материал учебной  литературы: Информатика: учебное пособие для 10 класса, с. 61..102.

1.2. Работа на учебном занятии

а. Выполнить практические задания.

б. Убрать рабочее место.

в. Оформить отчёт.

2. Методические указания

 

Теоретические сведения для выполнения Задания 1-4.

Понятие диаграммы. Типы диаграмм.

Если электронная таблица содержит большое количество числовых данных, то проанализировать их (сравнить, оценить их изменение с течением времени, установить соотношение между ними и др.) достаточно трудно. Провести анализ большого количества числовых данных значительно легче, если эти данные изобразить графически. Для графического изображения числовых данных используют диаграммы.

 

Диаграмма - это графическое отображение числовых данных и соотношений между ними.

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image011.jpgДиаграммы создаются в MS Excel на основе данных, содержащихся на рабочем листе. Поэтому перед созданием диаграммы необходимо ввести данные в ячейки рабочего листа.

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image011.jpgПостроенная диаграмма сохраняет связь с этими данными и, если данные изменяются, то автоматически изменяется и диаграмма.

 

Для построения диаграмм в MS Excel вы можете воспользоваться более чем сотней типов стандартных диаграмм. Под «типом диаграммы» в MS Excel понимается определенная структура графического представления данных, а не параметрыформатирования (они могут быть практически любыми), поэтому число разновидностей диаграмм, которое можно построить вMS Excel, практически не ограничено.

 

image1


Диаграмма в MS Excel содержит несколько различных объектов. Вот основные:

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image012.jpg

 

1. Область диаграммы. Область размещения диаграммы и всех ее элементов.

 

2. Область построения диаграммы. На плоских диаграммах — ограниченная осями область, содержащая все ряды данных. На объемных диаграммах — ограниченная осями область, содержащая все ряды данных, имена категорий, подписи делений и названия осей.

 

3. Элементы данных в рядах данных, которые используются для построения диаграммы. Ряд данных - набор связанных между собой элементов данных, отображаемых на диаграмме. Каждому ряду данных на диаграмме соответствует отдельный цвет или способ обозначения, указанный на легенде диаграммы. Диаграммы всех типов, кроме круговой, могут содержать несколько рядов данных.

 

4. Горизонтальная (ось категорий) и вертикальная (ось значений) оси, по которым выполняется построение диаграммы.

 

5. Легенда диаграммы. Рамка, в которой определяются узоры или цвета рядов или категорий данных на диаграмме.

 

6. Название диаграммы и названия осей, которые можно использовать на диаграмме.

 

Все типы диаграмм находятся на вкладке Вставка и расположены в области Диаграммы. Любая из типов диаграмм выбирается простым щелчком мыши по требуемой диаграмме.

http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image036.jpg

Задание 1. Создать на Лист 1 электронной книги MS Excel таблицу по образцу (обозначения кварталов — прописные буквы английского алфавита) и построить гистограмму с группировкой, изменить размер построенной диаграммы.

http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image038.jpg

Методика выполнения Задания 1.

- введём данные как показано в образце;

- выделить таблицу с данными (желательно выделить и заголовки строк и столбцов;

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image040.jpg- на ленте на вкладке Вставка в группе Диаграммы выберите желаемый тип диаграммы, в данном случае — это кнопка Гистограмма. Появится показанное на рисунке меню с кнопками, которые позволяют уточнить ваш выбор (название конкретной диаграммы появляется во всплывающей подсказке при наведении на её кнопку указателя мыши);

 

 

 

 

- щёлкните на кнопке Гистограмма с группировкой и на рабочем листе, появится показанная на рисунке построенная диаграмма.

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image042.jpg

 

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image044.jpg 

- для изменения размера диаграммы на её границе есть восемь управляющих элементов, которые выглядят как «группы точек» по углам рамки и в середине линий границ рамки, при наведении на них указателя мыши указатель превращается в двунаправленную стрелку и при нажатой левой кнопке мыши можно изменять размер.

 

 

   

Задание 2. Создать копию Лист 1 и измените тип построенной диаграммы с  Линейчатая с группировкой на Объёмная гистограмма с группировкой, добавьте название диаграммы и название осей.

 

Методика выполнения Задания 2.

- создадим копию Листа 1 (см. Практическое занятие № 8 выполнение Задание № 2);

- на созданной копии активируем диаграмму, т.е. щёлкнем левой клавишей мыши по ней;

http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image046.jpg

- как только диаграмма стала активной, то сразу же появляется временная вкладка Работа с диаграммами, которая позволяет корректировать созданную диаграмму, раскрытие временной вкладки осуществляется щелчком левой клавишей мыши по ней;

- чтобы изменить тип диаграммы необходимо для этого на временной вкладке Конструктор в группе Тип выбрать командуИзменить тип диаграммы и в появившемся окне выбрать Объёмная гистограмма с группировкой и нажать кнопку ОК;

http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image048.jpg

- чтобы добавить название диаграммы и название осей необходимо выбрать из группы Макет диаграммы тот макет, который отвечает вашему заданию и щёлкнуть левой клавишей мыши, диаграмма примет тот вид макета, который вы выбрали;

 

- для того, чтобы ввести название диаграммы и осей, достаточно щёлкнуть левой клавишей мыши по тексту, выделить текст как показано на рисунке слева и ввести то название диаграммы, которое требуется, например, Квартальная прибыль и щёлкнуть по любому свободному месту в области диаграммы, аналогичным образом вводятся и названия осей, результат может быть таким как показано на рисунке справа.   

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image051.jpg    http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image052.jpg

 

 

Задание 3. Построить на Лист 2 график функции Y = х2  Зх— 10 на промежутке [—4; 6] с шагом 1.

 

Методика выполнения Задания 3.

- сначала создайте таблицу значений аргумента x и функции y с помощью Автозаполнения (см. Практическое занятие № 12 выполнение Задания №3);

- затем выделите таблицу вместе с заголовками;

- установите тип диаграммы — Точечная, вид — Точечная с гладкими кривыми;

http://gatk.by/dotd/inform/pz14/pz14.files/image017.jpg

 

- введите название диаграммы — График зависимости y(x);

- в результате должна получиться примерно вот такая диаграмма:

http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image054.jpg

 

 

Задание 4. Построить на Лист 3 круговую диаграмму, иллюстрирующую структуру земель Беларуси как показано в образце:

http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image055.jpg

 

Методика выполнения Задания 4.

- создадим таблицу по образцу;

- выделим диапазон ячеек А16;

- перейдём на вкладку Вставка и выберем в группе Диаграммы тип диаграммы Круговая;

- щёлкнем левой клавишей мыши на появившейся диаграмме и на временной вкладке Работа с диаграммами выберем макет, который содержит название диаграммы и процентное выражение долей;

 

http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image056.jpg

 

 

Самостоятельная работа

Отметка 5-6:

Построить гистограмму, в которой отображена прибыль фирмы BEC (Belaruc Electric Company), производящей персональные компьютеры, за 6 месяцев предыдущего года: март – 11051 $, апрель 11800 $, май – 14000 $, июнь -  14918 $, июль –16487 $, август – 18600 $.

 

Отметка 6-7:

Создайте таблицу, в которой отражена структура земельных ресурсов зарубежных стран:

В Европе леса составляют 32,8% территории, пастбища — 18,2%, пашни и плантации — 29,6%, прочие земли — 19,4%.

В Азии леса составляют 21%, пастбища — 24%, пашни и плантации — 17%, прочие земли — 38%.

В Северной Америке леса составляют 30,9%, пастбища — 16,8%, пашни и плантации — 12,8%, прочие земли — 39,5%.

В Южной Америке леса составляют 53%, пастбища — 26%, пашни и плантации — 7,8%, прочие земли — 13,2%.

В Африке леса составляют 23,2%, пастбища — 26,2%, пашни и плантации — 6,2%, прочие земли — 44,4%.

В Австралии и Океании леса составляют 18,1%, пастбища — 54,6%, пашни и плантации — 5,7%, прочие земли — 21,6%.

 

Постройте круговые диаграммы структуры земельных ресурсов:

а.  для Европы и Африки;

б. для каждого из континентов по пашням и плантациям.

 

Отметка 8-9:

Построить график функции g(x) на отрезке [a;b] с шагом изменения Х равным 0,5.

 

№ варианта

Функция  g(x)

Границы отрезка [ab]

1

=http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image035.gif

[-5; 5]

2

=http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image037.gif

[-3; 7]

3

=http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image039.gif

[2; 9]

4

=http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image041.gif

[1; 7]

5

=http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image043.gif

[-4; 4]

6

=http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image045.gif

[1; 6]

7

=http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image047.gif

[-1; 5]

8

=http://gatk.by/dotd/inform/pz13/pz13.files/image049.gif

[-6; 6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Содержание отчета

а. Титульный лист

б. Цель работы

в. Дидактическое и методическое обеспечение

г. Последовательность выполнения работы по заданиям с описанием основных этапов осуществляемых действий

д. Заключение в виде анализа полученных результатов и выводов

 

 Контрольные вопросы

1. Что называется диаграммой?

2. Где должны быть размещены исходные данные для построения диаграмм различных типов?

3. Изменится ли построенная диаграмма, если изменить одно из значений, использованных при построении диаграммы?

4. Можно ли сменить тип у уже построенной диаграммы?

5. Обязательно ли для построения диаграммы, сначала выделять исходные данные для построения диаграммы?

6. Из каких объектов состоит диаграмма?