Практическая работа № 14

Тема: Моделирование геометрических тел способом вращения

Цель работы:  Научиться  строить пространственные объекты в САПР способом вращения

Время выполнения: 2 часа.

 

Упражнение. Создание первой модели. Моделирование тела вращения

Построим 3d модель чертежа изображенного на рисунке:

 

1. Создание файла детали.

Выберите в меню команду Файл – Создать – Деталь – модель изделия, изготавливаемого из однородного материала без применения сборочных операций. Файл детали имеет расширение m3d.

 

2. Сохраните документ.

 

3. Выбор начальной ориентации модели (ориентация модели в пространстве по трем осям).

 

Посмотреть.

 На панели Вид нажмите кнопку списка справа от кнопки Ориентация  и укажите вариант Изометрия XYZ

Выбор начальной ориентации модели не оказывает влияния на ход ее моделирования и на ее свойства. От этого будет зависеть только ее ориентация в пространстве при выборе одной из стандартных ориентаций.

 

4. Определение свойств детали.

Для входа в режим определения свойств детали щелкните правой клавишей мыши в любом пустом месте окна модели. Из контекстного меню выполните команду Свойства модели

В Панели свойств детали

Щелкните мышью в поле Обозначение на Панели свойств и введите обозначение детали например 9-23.

Щелкните мышью в поле Наименование и введите наименование детали Палец.

 

5. Создание новой трехмерной модели начинается с выбора плоскости.

 

Посмотреть.

 

Выбор плоскости удобно производить в дереве модели щелчком мыши на имени плоскости (после чего рисунок выбранной плоскость выделяется сплошной линией зеленого цвета).

Далее выбирается операция эскиз (либо просто нажимается кнопка с пиктограммой «Эскиз» на «Панели текущего состояния»).

После создания эскиза детали в «Компас - 3D» возможны варианты создания трехмерных моделей с помощью следующих операций: выдавливания, вращения, кинематическая, и операции по сечениям. Кроме того, проектирование новой детали может начинаться путем вставки в файл готовой модели заготовки детали.

 

В Дереве модели раскройте "ветвь" Начало координат щелчком на значке слева от названия ветви, и укажите Плоскость XY (фронтальная плоскость). Пиктограмма плоскости будет выделена цветом :

 

 

Нажмите кнопку Эскиз   на панели Текущее состояние. Система перейдет в режим редактирования эскиза, Плоскость XY станет параллельной экрану:

 

 

Основные требования, предъявляемые к эскизу:

− Контуры в эскизе не пересекаются и не имеют общих точек.

− Контур в эскизе изображается стилем линии «Основная»(толстая синяя линия).

Под контуром понимается любой линейный графический объект или совокупность последовательно соединенных линейных графических объектов (отрезков, дуг, сплайнов, ломаных и т.д.).

Иногда для построения контура в эскизе (особенно параметрическом) требуются вспомогательные объекты, не входящие в контур. Их можно изображать другими стилями линий; такие объекты не будут учитываться при выполнении операций трехмерного моделирования.

Требования к эскизу элемента вращения:

− Ось вращения должна быть изображена в эскизе отрезком со стилем линии «Осевая».

− Ось вращения должна быть одна.

− В эскизе основания детали может быть один или несколько контуров.

− Если контур один, то он может быть разомкнутым или замкнутым.

− Если контуров несколько, все они должны быть замкнуты.

− Если контуров несколько, один из них должен быть наружным, а другие– вложенными в него.

− Допускается один уровень вложенности контуров.

− Ни один из контуров не должен пересекать ось вращения (отрезок со стилем линии «Осевая» или его продолжение).

 

6. Нажмите кнопку Геометрия . Ниже откроется одноименная инструментальная панель.

Нажмите кнопку Вертикальная прямая  из Инструментальной панели

 

Установите прямую в точку начала координат.

Нажмите кнопку Прервать команду на Панели специального управления.

Нажмите кнопку Горизонтальная прямая из Инструментальной панели

Установите прямую в точку начала координат. На основе данной прямой в дальнейшем построим ось вращения.

 

 

7. Построим эскиз детали.

7.1. Создадим две параллельные горизонтальные вспомогательные прямые на расстоянии 3мм. и 35мм от начала координат соответственно.

7.2. Создадим две параллельные вертикальные вспомогательные прямые на расстоянии 5мм. и 7мм от начала координат соответственно.

Посмотреть.

7.3. С помощью инструмента Отрезок  и на основании представленного в начале чертежа, создадим половину изображения Пальца. Стиль отрезков должен быть «Основная».

Поскольку мы строим деталь вращения необходимо построить (как это отмечалось ранее) ось вращения (стиль отрезка – «Осевая»)

 

Посмотреть.

 

 

7.4. Создайте фаски и скругление.

7.5. Проставьте размеры.

7.6. Удалите вспомогательные прямые и точки.

 

 

7.5. Закройте эскиз. Для этого нажмите кнопку Эскиз    .

 

8. Выполнение операциия вращения.

Посмотреть.

Нажмите кнопку Операция вращения   на панели Редактирование детали.

Укажите эскиз, содержащий сечение элемента, в Дереве или в окне модели.

На экране появится фантом трехмерного элемента — временное изображение, показывающее текущее состояние создаваемого объекта.

Завершив выбор эскиза, нажмите кнопку Создать объект для возвращения в команду построения элемента вращения.

В результате получим 3д модель пальца:

Сохраните файл.

 

 

8. Построим штифтовое отверстие

8.1. В дереве построения в качестве плоскости построения эскиза выберите плоскость ZX.

 

8.2. Выберите команду Эскиз.

8.3. Постройте первую вспомогательну прямую, которая  должна лежать на оси Х).

Постройте вторую вспомогательну прямую на расстоянии 30мм. вправо от центра начала координат.

8.4. Постройте окружность диаметром 2мм в точке пересечения вспомогательных прямых

8.5. Проставьте необходимые размеры

 

8.6. После этого выйдите из режима редактирования эскиза.

8.7. Выполните команду Вырезать выдавливанием (эскиз штифтового отверстия должен быть активным!)

 

 

 В панели свойств установите параметры – Два направления, Через все

 

 

8.8. Нажмите кнопку – Создать объект .

В результате получим модель пальца:

 

 

 

Сохраните файл.

 

Самостоятельная работа

Задание. Постройте 3д модель изделия шпилька. (вращение)

 

 

 

Содержание отчета.

Отчет должен содержать эскизы выполненных заданий.