Практическое занятие № 11

ТЕМА: Поиск информации в глобальной сети

Общие сведения

В настоящее время Интернет объединяет сотни миллионов серверов, на которых размещены миллиарды различных сайтов и отдельных файлов, содержащих различного рода информацию. Это гигантское хранилище информации. Существуют различные приемы поиска информации в Интернет.

Поиск по известному адресу. Необходимые адреса берутся из справочников. Зная адрес, достаточно ввести его в адресную строку Браузера.

Пример 1.
www.gov.
by – сервер органов государственной власти Беларуси.

Конструирование адреса пользователем. Зная систему формирования адреса в Интернет, можно при поискеWeb-сайтов конструировать адреса.

К ключевому слову (названию фирмы, предприятия, организации или простому английскому существительному) необходимо добавить домен тематический или географический, при этом необходимо подключать интуицию.

Пример 2.
Адреса коммерческих Web-страниц:

www.cnn.com (всемирные новости CNN),

www.sony.com (фирма SONY),

www.mtv.com (музыкальные новости MTV).

Пример 3.
Адреса учебных заведений:

www.ntu.edu (Национальный университет США).

Пример 4.
Адреса региональных серверов:

www.poland.net (Польша),

www.israil.net (Израиль).

Поисковые системы Интернет

Для поиска информации в Интернет разработаны специальные информационно-поисковые системы. Поисковые системы имеют обычный адрес и отображаются в виде Web-страницы, содержащей специальные средства для организации поиска (строку для поиска, тематический каталог, ссылки). Для вызова поисковой системы достаточно ввести ее адрес в адресную строку Браузера.

По способу организации информации информационно-поисковые системы делятся на два вида: классификационные (рубрикаторы) и словарные.

Рубрикаторы (классификаторы) – поисковые системы, в которых используется иерархическая (древовидная) организация информации. При поиске информации пользователь просматривает тематические рубрики, постепенно сужая поле поиска (например, если необходимо найти значение какого-то слова, то сначала в классификаторе нужно найти словарь, а затем уже в нем найти нужное слово).

Словарные поисковые системы – это мощные автоматические программно-аппаратные комплексы. С их помощью просматривается (сканируется) информация в Интернет. В специальные справочники-индексы заносятся данные о местонахождении той или иной информации. В ответ на запрос осуществляется поиск в соответствии со строкой запроса. В результате пользователю предлагаются те адреса (URL), на которых в момент сканирования найдены искомые слово или группа слов. Выбрав любой из предложенных адресов-ссылок, можно перейти к найденному документу. Большинство современных поисковых систем являются смешанными.

Наиболее известные и популярные системы поиска:

www.aport.ru
www.yahoo.com
www.rambler.ru
www.yandex.ru
www.altavista.com
www.google.com

Существуют системы, специализирующиеся на поиске информационных ресурсов по различным направлениям.

Поиск людей в Интернет:

www.whowhere.ru
ww.bigfoot.com

Поиск по телеконференциям (Usenet):
www.dejanews.com

Предметные поисковые системы:
www.webring.org

Поиск программного обеспечения:

www.files.com

www.files.ru

Поиск по файловым архивам:

http://ftpseach.city.ru, http://ftpsearch.licos.com

Каталоги (тематические подборки ссылок с аннотациями):

http://www.atrus.ru

www.aup.ru

Часто эффективный поиск информации можно провести с помощью региональных каталогов – специализированных серверов, содержащих данные о предприятиях или Web-ресурсах какого-то города или региона. Например, для Санкт-Петербурга такой каталог располагается по адресу http://www.spb.ru.

Список ИПС можно найти на сайте www.monk.newmail.ru

Более подробный перечень поисковых систем и каталогов представлен в табл. 2.

Правила выполнения запросов

В каждой поисковой системе в разделе Помощь (Help) можно получить сведения о том, как искать, как составить строку запроса. Ниже приведена информация о типовом, "усредненном" языке запросов.

Простой запрос

Ввести одно слово, определяющее тему поиска. Например, в поисковой системе Rambler.ru достаточно ввести: автоматика.

Находятся документы, в которых встречаются слова, указанные в запросе. Распознаются все формы слов русского языка, как правило, регистр букв игнорируется.

В запросе можно использовать символ "*" или "?". Знаком "?" в ключевом слове заменяется один символ, на место которого может быть подставлена любая буква, а знаком "*" – последовательность символов.

Например, запрос автомат* позволит найти документы, включающие слова автоматический, автоматика и т.д.

Сложный запрос

Часто возникает необходимость комбинирования ключевых слов для получения более определенной информации. В этом случае используются дополнительные слова-связки, функции, операторы, символы, комбинации операторов, разделенные скобками.

Например, запрос музыка & (beatles | битлз) означает, что пользователь ищет документы, содержащие слова музыка и beatles или музыка и битлз.

В табл. 1 приведены правила формирования запросов, принятые в системе Апорт (http://www.aport.ru).

Таблица 1

Операторы для формирования запросов

Оператор

Синонимы

Комментарий

И

AND &

По запросу будут найдены документы, содержащие оба ключевых слова. Его можно и не писать. Например, запроснформатика и учебник эквивалентен информатика учебник

ИЛИ

OR |

Производится поиск тех документов, в которых используется любое из указанных слов или оба слова одновременно

НЕ

NOT - ~

Поиск ограничивается документами, не содержащими слово, указанное после оператора

" "

' '

Двойные или одинарные кавычки позволяют находить словосочетание

Дата=

дата:

date=

Поиск ограничивается документами, попадающими в заданный интервал дат.

Пример 1. валюта дата=01/02/2002–01/03/2002. По этому запросу будут выданы документы, содержащие слово "валюта" и имеющие дату от 1 февраля 2002 г. до 1 марта 2002 г.

Пример 2.date=01/03/2002 валюта

Пример 3. дата:<02/03/2002 валюта

 

ЗАДАНИЕ 1

Работа с поисковыми системами

1. Подготовить папки для сохранения информации, найденной в Интернет.

1.1. На жестком диске подготовить папку для сохранения информации в виде файлов.

1.2. В Браузере Internet Explorer подготовить свою папку в разделе "Избранное".

2. Выполнить поиск информации в Интернет, используя ввод адреса URL в окне адресов. Список адресов представлен в табл. 3.2.

3. Составить адрес в Интернет регионального поискового сервера Польши, открыть его в Internet Explorer. Повторить то же для поисковых серверов Дании, Норвегии, Финляндии.

4. Найти адрес "Интернет-портала Президента Республики Беларусь"

Продвигаясь по меню сайта, выполнить интуитивный поиск информации для ответа на вопросы пп. 1–3. Установить закладки на Web-страницы, на которых есть ответы на поставленные вопросы.

4.1. Найти биографию президента Беларуси.

4.2. Посмотреть прошедшие события в Республике.

4.3. Найти официальный  сайт Вашего родного города, региона.

5. Ввести адрес "Белого дома": http://www.whitehouse.gov

6. Ответить на вопросы и выполнить задания:

Сколько всего было президентов США?

Когда родился первый президент Америки?

Какие шедевры украшают кабинеты Белого дома?

Найти биографию президента, номер которого соответствует двум последним цифрам Вашей зачетной книжки.

Установить закладки на страницы, отвечающие на эти вопросы.

6. Подготовить документWord, скопировать в него фотографию указанного президента и фрагмент биографии. Сохранить документ в Вашей папке под именем President_US_№.doc (где № – номер президента).

7. Работа с поисковыми системами.

7.1. Поместить на панель ссылок адреса наиболее популярных поисковых систем.

7.2. Вызвать поисковую систему rambler.ru. Прочитать инструкцию по способам формирования запросов. Выяснить, какие логические операции можно использовать в запросе.

7.3. Найти названия других поисковых систем. Определить, какие из них работают на русском языке, установить закладки на несколько поисковых систем и выполнить поиск по следующим темам.

7.3.1. Найти информацию о БГАТУ, факультетах.

7.3.2. Выполнить поиск, пользуясь разными поисковыми системами.

7.3.3. Найти сайты с картами мира, Беларуси, Буда-Кошелево. Сохранить адреса в отдельной папке "Избранного".

8. Сохранить следующую найденную информацию в виде файлов на жестком диске.

8.1. Определить, какие существуют способы сохранения интересующей Вас информации (сохранение файлов, выделение части текста, копирование в буфер и вставка в текстовый документ и др.).

8.2. Используя созданные ранее закладки, вернуться к сайту Белого дома (п.5.3 или 5.4) и сохранить этот сайт в своей папке 4 раза, последовательно выбирая в меню "Файл" – "Сохранить как…" все предлагаемые варианты "Типа файла".

9. Проанализировать возможности автономной работы с сохраненной информацией.

9.1. Перевести Браузер Internet Explorer в автономный режим работы (меню "Файл" – "работать автономно").

9.2. В окне "Проводника" просмотреть содержимое своей папки и оценить объемы сохраненной информации.

9.3. Открывая файлы в "Проводнике", проанализировать, с помощью какой программы они отображаются, и оценить полноту сохраненной информации.

10. Перевести английский текст, сохраненный в файле President_US_№.doc, на русский язык, пользуясь электронным переводчиком.

10.1. Найти электронный переводчик в Интернет, установить на него закладку и познакомиться с инструкцией по его использованию.

10.2. Открыть файл President_US_№.doc, скопировать часть текста биографии в буфер, а затем вставить его в окно "Переводчика". Полученный перевод скопировать в документ President_US_№.doc после английского текста.

11. Выполнить поиск карт по ранее найденным сайтам с картами.

11.1. Найти карту города США, в котором родился президент. Сохранить ее как отдельный рисунок.

11.2. Найти на карте Санкт-Петербурга карту района Вашего проживания. Сохранить рисунок.

11.3. Вставить рисунки карт в документ President_US_№.doc, сопроводить их подписями: "Здесь родился президент ..., а здесь живу я".

12. Предъявить преподавателю полученный документ, прокомментировать состав своей папки, продемонстрировать созданные закладки.

13. После защиты работы удалить закладки и свою папку.

Контрольные вопросы и задания

1.    Назовите средства поиска информации в Интернет.

2.    Перечислите поисковые системы. Как их классифицировать?

3.    Назовите адреса наиболее популярных русскоязычных поисковых систем.

4.    Каковы правила составления запроса при поиске информации в информационно-поисковой системе aport.ru?

5.    Как сохранить информацию, найденную в Интернет, на своем рабочем диске?

6.    Как сохранить рисунок на своем диске? Какие типы графических файлов используются в Интернет?

7.    Как выполнить перевод текста с одного языка на другой? Какие языки поддерживает электронный переводчик www.translate.ru?

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 11

Выполнить четыре задания.

Результат выполнения задания должен быть сохранен в виде файла указанного типа. В имени файла X – номер Вашего варианта.

Каждый файл должен начинаться с Вашего имени, учебной группы и текста задания.

Созданные файлы заархивировать, архивный файл прикрепить к письму и отправить по e-mail на проверку преподавателю. Уточнить адрес преподавателя.

Задание 1.1. Записать в текстовый документ D1_X.txt, созданный с помощью программы Блокнот, адрес найденного сайта.

Варианты:

1.     Адрес сайта Центрального банка Беларуси.

2.     Адрес сайта Минского  университета.

3.     Адреса Интернет-кафе и Интернет-цетров Гомеля

4.     Адрес сайта с новыми книжными поступлениями издательства BHV.

Задание 1.2. Найти информацию о функциональных обязанностях по одной из указанных профессий.

Сохранить выдержки из найденных материалов и ссылки на источники информации в документе Word D2_X.doc

Варианты:

1) менеджер;

6) маркетолог;

2) бухгалтер;

7) экономист;

3) системный аналитик;

8) программист;

4) референт;

9) Web-дизайнер;

5) администратор баз данных;

10) секретарь.

Задание 1.3. Найти сайт журнала в соответствии с вариантом задания. В журнале найти статью (издание), посвященную проблемам электронного бизнеса или PR, опубликованную в течении последнего полугодия. Сохранить статью как Web-архив (один файл) W3_X.mht

1.     Сельское хозяйство в Беларуси и за рубежом.

2.     Беларуская экономика: тенденции и перспективы.

Задание 1.4. Произвести поиск фирм в Беларуси, специализирующихся на указанных видах деятельности. Результаты поиска представить в виде файла электронной таблицы T4_X.xls

Представить краткую аннотацию о пяти из них с указанием реквизитов, свести в таблицу:

Название фирмы

Адрес сайта

E-mail

Телефон

Аннотация

Варианты видов деятельности:

1) реклама;

 

2) интенсивные методы обучения;

 

3) маркетинговые агентства;

 

4)продажа тракторов;

 

5) продажа автомобилей;

6) продажа с.х техники

7) продажа запчастей для с техники

 

 

 

Таблица 2

Список поисковых серверов и каталогов

Адрес

Описание

www.excite.com

Поисковый сервер с обзорами узлов и путеводителями

www.alta-vista.com

Поисковый сервер, имеются возможности расширенного поиска

www.hotbot.com

Поисковый сервер

www.poland.net
www.israil.net

Региональные поисковые серверы Польши, Израиля

www.ifoseek.com

Поисковый сервер (простой в использовании)

www.ipl.org

Internet Publik library, публичная библиотека, функционирующая в рамках проекта "Всемирная деревня"

www.wisewire.com

WiseWire – организация поиска с применением искусственного интеллекта

www.webcrawler.com

WebCrawler – поисковый сервер, прост в обращении

www.yahoo.com

КаталогWeb и интерфейс для обращения к полнотекстовому поиску на сервере AltaVista

www.aport.ru

Апорт – русскоязычный поисковый сервер

www.yandex.ru

Яндекс – русскоязычный поисковый сервер

www.rambler.ru

Рамблер – русскоязычный поисковый сервер

Справочные ресурсы Интернет

www.yellow.com

Желтые страницы Интернет

monk.newmail.ru

Поисковые системы различного профиля

www.top200.ru

200 лучшихWeb-сайтов

www.allru.net

Каталог русских ресурсов Интернет

www.ru

Каталог русских ресурсов Интернет

www.allru.net/z09.htm

Образовательные ресурсы

www.students.ru

Сервер российского студенчества

www.cdo.ru/index_new.asp

Центр дистанционного обучения

www.open.ac.uk

Открытый университет Великобритании

www.ntu.edu

Национальный университет США

www.translate.ru

Электронный переводчик текстов

www.pomorsu.ru/guide.library.html

Список ссылок на сетевые библиотеки

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.citforum.ru

Электронная библиотека

www.infamed.com/psy

Психологические тесты

www.pokoleniye.ru

Web-сайт Федерации Интернет образования

www.metod.narod.ru

Образовательные ресурсы

www.spb.osi.ru/ic/distant

Дистанционное обучение в Интернет

www.examen.ru

Экзамены и тесты

www.kbsu.ru/~book/

Учебник информатики

Mega.km.ru

Энциклопедии и словари