ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  N  16

ТЕМА: Создание электронных таблиц для выполнения расчетов по специальным дисциплинам.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Уметь создавать электронные таблицы для выполнения расчетов по специальным дисциплинам.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: 2 часа.

МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: лаборатория прикладной информатики и информационных технологий.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ПЭВМ, методическая разработка, программное обеспечение, учебная литература: В.Пасько. Самоучитель работы на ПК стр. 271-333.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ.  Отдельная инструкция.

Последовательность выполнения работы.

I.  Внеурочная подготовка

Подготовить титульный лист отчета. Повторить и записать в отчет  способы построения графиков в Excel.

II.  Работа в лаборатории

Задание 1. Построение сводных таблиц в Microsoft Excel.

  Очень часто ставятся задачи, для решения которых требуется группировать данные по различным критериям и отслеживать итоговые суммы по тем или иным параметрам. В Microsoft Excel решать подобные задачи можно при помощи сводных таблиц. Работа со сводными таблицами позволяет быстро получать отчетность в том или ином разрезе, что может существенно сократить время, затрачиваемое на обработку и анализ экономической информации. Различных настроек и функций по работе со сводными таблицами достаточно много, поэтому мы рассмотрим только базовые приемы по построению сводных таблиц

1. На рабочем листе создайте следующую таблицу:

Хозяйство

Культура

Убрано за один
день, га

Намолочено,
т

Урожайность

Мир

Оз. пшеница

18

120

?

Мир

Яр. пшеница

25

95

?

Мир

Овес

12

158

?

Слава

Оз. пшеница

12

130

?

Слава

Тритикалий

45

200

?

Слава

Рапс

50

165

?

Назад

Оз. пшеница

61

125

?

Назад

Рапс

58

162

?

Назад

Рожь

54

120

?

1.  Для того чтобы программа Excel работала с введенными данными как с таблицей данных, а не с простым набором данных, необходимо ее отформатировать как таблицу. Для этого щелкните на кнопке Таблица, расположенной во вкладке Вставка. В диалоговом окне Создание таблицы укажите предполагаемый диапазон, в котором будет размещаться таблица, и установите флажок Таблица с заголовками.

2.  К данному диапазону будет применено форматирование, т.е. применен экспресс-стиль таблицы, заданный по умолчанию, при этом активизируются контекстные инструменты под общим названием "Работа с таблицами", которые входят в контекстную вкладку Конструктор. Для форматирования таблицы можно также применить средство "Форматировать как таблицу" на вкладке "Главная"

2.            Предположим, что нам необходимо создать сводную таблицу, в которой можно было бы посмотреть, сколько намолочено по хозяйству, а также сумму намолота по конкретной культуре.

3.            Для создания сводной таблицы к спискам данных или к таблицам данных необходимо активизировать одну из ячеек таблицы данных, например ячейку таблицы "Намолочено". Затем щелкнуть кнопку "Сводная таблица", которая находится на вкладке "Вставка" в группе "Таблица" .

4.            В открывшемся окне диалога "Создание сводной таблицы" требуется выбрать (выделить) таблицу или диапазон (если они уже не выделены автоматически) и указать, куда следует поместить отчет (желательно на новый лист), затем щелкнуть ОК. Откроется специальный мастер сводных таблиц.

5.            Перетащите с помощью мыши поле «Хозяйство» в область строк, поле «Культура» - в область столбцов, а поле «Намолочено» - в область данных:

В рабочей книге должен появиться новый рабочий лист со сводной таблицей примерно такого вида:

Самостоятельная работа.

Создайте сводную таблицу, в которой можно получать отчетность в разрезе — Урожайность.

На основе созданной сводной таблицы создайте сводную диаграмму.

Упражнение 1.

Предположим что данные таковы:

6.  Минимальная отметка скорости на спидометре: 0 миль/ч

7.  Максимальная отметка скорости на спидометре: 120 миль/ч

Также нам известно, что когда скорость равна нулю, стрелка спидометра отклонена максимально влево (180 градусов), а когда скорость равна 120, стрелка отклонена максимально вправо (0 градусов).

Этих данных вполне хватает, что бы вывести формулу изменения наклона стрелки, в зависимости от скорости.

Запускаем Excel и вводим наши данные:

http://i.minus.com/jkmAoECR2NJYR.jpg

В строке 1 у нас находятся градусы, а в строке 2 – скорость. Теперь выделяем занятые ячейки, переключаемся в меню “Вставка” и выбираем точечную диаграмму.

У нас появляется следующая диаграмма:

Выделяем эту диаграмму, переходим в меню “Макет”, выбираем пункт “Линия тренда” и подпункт “Дополнительные параметры линии тренда”:

Появляется окно настройки линии тренда:

Отметьте два чекбокса, выделенных на скриншоте красным прямоугольником. Предназначение первого ясно, а вот второго не очень. Достоверность аппроксимации - это величина, показывающая, насколько хорошо выбранная линия тренда подходит к нашим данным.  Она не может быть больше единицы (если достоверность аппроксимации равна единице, то выбранная вами линия тренда идеально подходит). Поэтому старайтесь, что бы R^2 был как можно ближе к 1. Как только вы все настроили, можете закрыть это окно и лицезреть появившуюся линию на вашей диаграмме, достоверность аппроксимации и нужную нам формулу.

Задание 2. Построение линию тренда.

Создайте на Листе 1 таблицу по образцу.

Показатели производства

Показатели

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Продукция с.х. производства

60

70

158

206

264

270

Строим диаграмму типа График, вид диаграммы – График с маркерами, помечающими точками данных.

Во втором окне Исходные данные, на вкладке Диапазон данных указываем область значений, из которой будут использоваться данные для построения диаграммы. Для изменения ориентации данных используются кнопки В строках и В столбцах. В нашем примере должна быть активной кнопка В строках. На вкладке Ряд укажите в окне Имя – наименование показателя; в окне Подписи по оси X – месяцы.

В третьем диалоговом окне Мастера диаграмм введите название диаграммы, названия по оси X и по оси Y. Нажмите на кнопку Далее.

В четвертом диалоговом окне задайте размещение диаграммы на имеющимся листе, установив флажок в поле Имеющемся.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

3.1. Номер практического занятия, тема и цель работы.

3.2. Макет созданных электронных таблиц с формулами и результатами расчета.

3.2. Протокол выполненных действий.