Практическое занятие 22

Тема: Криволинейные объекты: дуга, эллипс, кольцо. Штриховка. 

Цель работы: Научиться создавать криволинейные объекты, штриховать области.

Время выполнения: 2 часа.

Посмотреть способы построение элемента дуга.

Построение эллипса.

 

Произвольная дуга окружности.

Для того, чтобы построить произвольную дугу, вам нужно нажать кнопку “Дуга” в панели компакта или найти её в меню сверху, где оно скрыто за командами “Инструменты” – “Геометрия” – “Дуги” – “Дуга”.

http://photoshop-archicad.com/images/compas-lessons/13.1.gif

С помощью указателя мышки вы сначала можете задать начало дуги и её центральную точку. Также вы сможете ввести положение точки начала дуги в свойственной панели после того, как зададите размеры угла и радиуса или диаметра в нужных пунктах меню. По умолчанию задаются параметры радиуса.

 

Упражнение 1.  Построение Произвольной дуги  

Итак, перейдём к построению дуги, имеющей центр в начале координатной оси. Начальная точка указывается с учётом радиуса в 30 мм и угла в 150 градусов. После ввода данных, вам нужно будет нажать клавишу ввода или переноса.

http://photoshop-archicad.com/images/compas-lessons/13.2.gif

После этого с помощью курсора или введя значение угла, вы указываете координаты точки, где будет заканчиваться дуга. Например, можем задать угол в 10 градусов.

http://photoshop-archicad.com/images/compas-lessons/13.3.gif

После нажатия клавиши ввода, дуга будет строиться автоматически.

http://photoshop-archicad.com/images/compas-lessons/13.4.gif

По умолчанию построение дуги заданно как построение против часовой стрелки. Если вы желаете задать обратное направление, в панели свойств есть отдельный пункт меню, где вы сможете ввести изменения в установки по умолчанию, как на картинке выше.

Дуга по трем точкам.

Для того, чтобы построить дугу с трема точками, вам нужно нажать кнопку “Дуга по 3 точкам”, которая находится в панели компактного меню или же сверху в меню, где нужно последовательно нажать на пункты “Инструменты” – “Геометрия” – “Дуги” – “Дуга по 3 точкам”.

http://photoshop-archicad.com/images/compas-lessons/13.5.gif

С помощью курсора мыши, вы получите возможность последовательного указания токи, где дуга будет начинаться, точки, через которую дуга должна проходить (такой точкой может быть, например, вершина прямоугольника), а также точки, в которой дуга будет заканчиваться. В данном случае система сможет самостоятельно просчитать координаты центральной точки и радиус дуги.

http://photoshop-archicad.com/images/compas-lessons/13.6.gif

Дуга касательная к кривой.

Для того, чтобы построить касательную к кривой линии дугу, вам нужно нажать кнопку “Дуга касательная к кривой” в компактной панели, или же в меню сверху, где вам предстоит нажать команды “Инструменты” – “Геометрия” – “Дуги” – “Дуга касательная к кривой”.

http://photoshop-archicad.com/images/compas-lessons/13.7.gif

 

Команда ШТРИХОВКА

 Если необходимо заштриховать одну или несколько областей в текущем виде чертежа или во фрагменте, то для вызова команды используется кнопка

  Штриховка на инструментальной панели Геометрия.

Штриховка строится автоматически, если выполнены следующие условия:

1. Контур (граница) штриховки вычерчен основной линией или линией для обрыва;

2. Контур замкнут.

Укажите точку внутри области, которую нужно заштриховать. Система автоматически определит ближайшие возможные границы, внутри которых указана точка.

Кнопки Панели специального управления

предоставляют дополнительные возможности создания границ штриховки.

Кнопка   Ручное формирование границ позволяет перейти к созданию временной ломаной линии,

а кнопка   Обход границы по стрелке - к формированию контура, образованного пересекающимися объектами.

Из списка Стиль можно выбрать стиль штриховки (металл, камень, дерево и т.п.).

Список Цвет позволяет выбрать цвет штриховки. Щелчок на строке Другие цвета выводит на экран расширенный диалог выбора цвета.

В полях Шаг и Угол можно ввести или выбрать из списка шаг и угол наклона штриховки.

Чтобы зафиксировать полученную штриховку и перейти к построению следующей, нажмите кнопку  Создать объект на Панели специального управления.

 

Упражнение № 2.  Штриховка областей путем указания точки внутри области

Задание.  Заштрихуйте области 1 и 2 с шагом штриховки 1.5 мм.

1. Загрузите файл Z:/САПР/10-1.frw.  Включите кнопку Штриховка  .

2. В  ответ  на  запрос  системы  Укажите  точку  внутри  области  последовательно  щелкните  в  областях  1  и 2.  Система  автоматически  определит  ближайшие  возможные  границы,  внутри  которых лежат указанные  точки, и построит фантомное изображение штриховки.

3.  Двойным щелчком мыши или с помощью клавиатурной команды <Alt>+<Ш> активизируйте поле Шаг штриховки и введите значение 1.5  .

Совет.  В поле Шаг штриховки можно ввести любое значение шага. Стандартные шаги штриховки удобнее выбирать из списка шагов

4.  Сначала убедитесь, что области штриховки и  ее параметры  заданы правильно, а затем щелчком на кнопке Создать объект    на Панели специального управления создайте штриховку.

5.  Завершите выполнение команды щелчком на кнопке Прервать команду  .

Замечание.  Все области, заштрихованные в течение одного сеанса выбора областей штриховки,  являются одним  геометрическим объектом. В данном случае это области 1 и 2. Отредактировать или удалить штриховку в них можно только одновременно.

Если  после  указания  точки  в  области  система  не  производит автоматической генерации границы области или, с вашей точки  зрения, делает  это неправильно,  то  это  следствие ваших ошибок  при  выполнении  предыдущих  геометрических  построений.  Наиболее  вероятными  из  них  являются  разрывы  в контуре  детали  или  наложение  геометрических  объектов.  В таких  случаях  следует  отредактировать  геометрию  и  попытаться выполнить штриховку заново.

 

Упражнение № 3.  Штриховка областей с построением

Задание.  Постройте  линию  местного  разреза  и  заштрихуйте  область  1  с шагом  штриховки 2  мм  под  углом 45°. 

1. Загрузите файл Z:/САПР/10-2.frw.

В  КОМПАС-ГРАФИК  все  системные  линии  обладают  важным  свойством: они являются или не являются границами для штриховки.

Объекты, начерченные со стилем Основная, рассматриваются системой как границы штриховки, а объекты со  стилем Тонкая таковыми границами не являются. Например,  на Образце линии штриховки  пересекли  линии  резьбы,  которые  начерчены  стилем  Тонкая, как того требует стандарт. В тоже время линия местного разреза по правилам черчения также оформляется как  тонкая. 

Для  разрешения  этого  противоречия  в КОМПАС-ГРАФИК  добавлен  специальный  стиль  линии  Для  линии  обрыва. Внешне  такая  линия  ничем  не  отличается  от  тонкой,  но  является  границей  для штриховки.

2.  Постройте кривую Безье (инструмент –Сплайн по точкам, стиль линии - Для линии обрыва).

3.Начальную точку р1 и конечную точку р2 обязательно зафиксируйте с помощью привязки Точка на кривой. Промежуточные  точки достаточно  указать ´на глаз. 

4.  Щелчком на кнопке Создать объект  на Панели специального управления создайте построенную кривую.

5.  Постройте  недостающий  отрезок р3-р4 стилем линии Основная.

6.  С помощью команды Усечь кривую двумя точками   удалите участок отрезка  р3-р4  внутри  области  разреза. Начальную  и  конечную  точки  участка усечения  зафиксируйте  с  помощью  локальной  привязки  Пересечение.

7.  Включите кнопку Штриховка , укажите точку внутри области, в поле Шаг штриховки  введите  значение  2, создайте  штриховку щелчком на кнопке Создать объект .

 

Выполнение разрезов.

Разрез – это изображение предмета, мысленно рассеченного плоскостью (или несколькими плоскостями). При этом часть предмета, расположенная между наблюдателем и секущей плоскостью (или несколькими плоскостями) как бы удаляется.

Разрез отличается от сечения тем, что на нем показывают не только то, что находится в секущей плоскости, но и то, что находится за ней.

Для обозначения разрезов и сечений в системе КОМПАС используется одна и та же кнопка

  Линия разреза, расположенная на панели Обозначения:

https://seniga.ru/images/compas/image341.jpg

В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы бывают:

простые - при одной секущей плоскости;

сложные - при двух и более секущих плоскостях.

Выберите начальную точку линии сечения, затем укажите конечную точку линии сечения. Перемещая мышь, установите необходимое направление стрелок (вправо). Нажмите клавишу Esc. Для обозначения сечения "А-А" используйте кнопку-команду Ввод текста на панели Обозначения.

В случае, когда в простом разрезе секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии предмета, разрез не обозначается

Во всех остальных случаях разрезы обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, например А-А.

Положение секущей плоскости на чертеже указывают линией сечения – утолщенной разомкнутой линией. При сложном разрезе штрихи проводят также у перегибов линии сечения. На начальном и конечном штрихах следует ставить стрелки, указывающие направление взгляда, стрелки должны находиться на расстоянии 2-3 мм от наружных концов штрихов. С наружной стороны каждой стрелки, указывающей направление взгляда, наносят одну и ту же прописную букву.

 

 Задание 1.     Выполните главный вид детали и три вынесенных сечения:

http://youdraft.ru/web/content/images/ingenernaia_grafika/OSIT-Val-variant11.jpg

 

Задание 3. На чертеже формата А4 построить два вида деталей, выполнив ступенчатый разрез. Нанести размеры. Заполнить основную надпись.

Чтобы обозначить сложный разрез, необходимо выбрать линию разреза, затем выбрать первую точку, после выбора точки, выбираем сложный разрез, активация которого находится в левом нижнем углу, рядом с кнопкой «Auto»

 После чего выбираем вторую точку (на рисунке, это центр), затем третью, после чего снова жмем «Сложный разрез» (На картинке цифра 3) выбираем направление взгляда и разрез готов.

Сложный разрез в компасе

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание отчета.

Отчет должен содержать эскизы выполненных заданий.