ДИСЦИПЛИНА  «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ   3

 

ТЕМА: Создание автоматического оглавления и списка литературы.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Уметь добавлять номера страниц, разбивать текст документа на разделы, автоматически создавать список литературы.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: 2 часа.

I.                           Внеурочная подготовка

Оформить титульный лист.

II.                        Работа в лаборатории

 

Создание оглавления

Оглавление (содержание)- это список заголовков документа.

Создание оглавления вручную

Многие пользователи Word самостоятельно вручную создают содержание, то есть копируют каждый заголовок разделов и подразделов и назначают им страницы. Но этот способ занимает много времени, и его нужно проделывать снова и снова, если в структуре документа изменится нумерация страниц и названия заголовков.

 

Как сделать автоматическое содержание в Microsoft Word

Прежде чем перейти к автоматическому содержанию, нужно создать определенную структуру, которая должна состоять из заголовков разделов и

Задание №1. Создание оглавления 

1.  Скопируйте расположенный ниже текст в ваш документ.  

 

Практическая работа №1 

Работа с текстом. 

Выделение текста. 

Я изучаю  Microsoft Office Word 2007! 

Выделите слова Microsoft и Word 

В Microsoft Office Word 2007 для выделения текста или элементов таблицы можно использовать  как мышь, так и клавиатуру. Можно также одновременно выделить текст или элементы, расположенные в различных местах.  Выделение нескольких объектов  производится при нажатой клавише Ctrl. 

Работа с выделенным текстом. 

•Скопируйте выделенный текст в буфер обмена. 

•Вставьте содержимое буфера обмена в следующую строку. 

•Выделите первую строку целиком и вырежьте её. 

•Вставьте содержимое буфера  4 раза (каждый раз в новую строку). 

Практическая работа №2  

Использование графики для оформления документа. 

Вставка декоративного текста. 

Для вставки декоративного текста воспользуйтесь командой WordArt в группе «Текст» Панели  «Вставка». В раскрывающемся списке выберите понравившийся вам шаблон текста. Введите  текст:  Приглашение на свадьбу. 

Практическая работа №3 

Создание макета газетного листа или брошюры.

Поделите страницу на 3 раздела. 

Второй раздел поделите на 3 колонки 

Третий раздел поделите на 2 неравных колонки.

Вставьте текст и др. объекты.

2.  Для скопированного текста создайте оглавление. 

Наиболее простым способом создать оглавление является использование встроенных стилей  заголовков (Стиль заголовка. Оформление заголовка. В Microsoft Word определены девять раз- личных встроенных стилей заголовков: «Заголовок 1» — «Заголовок 9».). Можно также присвоить уровни элементов оглавления отдельным фрагментам текста. Например, если выделен  текст, к которому следует применить стиль основного заголовка, выберите в коллекции «Стили» стиль с именем Заголовок 1. 

Ø Примените стиль  Заголовок 1 к: Практическая работа №1 

Ø Примените стиль  Заголовок 1 к: Практическая работа №2

Ø Примените стиль  Заголовок 1 к: Практическая работа №3

Ø Примените стиль  Заголовок 2 к: Работа с текстом. 

Ø Примените стиль  Заголовок 2 к: Использование графики для оформления документа.

Ø Примените стиль  Заголовок 2 к: Создание макета газетного листа или брошюры. 

Если элементами оглавления должны стать фрагменты текста, к которым не был применен  стиль заголовка, то пометить такие фрагменты как элементы оглавления можно следующим  образом. 

Выделить текст, который требуется включить в оглавление. 

На вкладке Ссылки в группе Оглавление и указатели выбрать команду Добавить текст. 

Выбрать уровень, к которому следует отнести выделенный текст, например Уровень 1 для главного уровня оглавления. 

У вас должно получиться:

3. Создайте Автоматическое оглавление. (Вкладка -Ссылки, Группа - Оглавление, Команда -  Оглавление)  

Примечание: так как оглавление создатся там, где находится курсор, проследите, чтобы  курсор находился вверху страницы, перед текстом. 

У вас должно получиться: 

 

4. Воспользовавшись командой вставка разрыва страницы создайте  новые страницы, чтобы каждая Практическая работа начиналась с новой  страницы, а на первой странице было оглавление. 

У вас должно получиться 4 страницы:

 на первой - оглавление

на второй - 1  Практическая работа

на третьей - 2 Практическая работа

на четвёртой - 3 Практическая работа . 

5.  Теперь нужно обновить оглавление 

 

Выделите созданное вами Оглавление, Нажмите Обновить таблицу и выберите Обновить только номера страниц

 

У вас должно получиться: 

6.  Внесение изменений в оглавление. 

•Переместите 3 лабораторную на следующую(5-ую) страницу. 

•Щёлкните на вашем Оглавлении и нажмите «Обновить таблицу», Выберите режим «Обновить только номера страниц». 

У вас должно получиться: в оглавлении 4 страница замениться на 5. 

На  4 странице вставьте слово Схема, и пометьте его стилем Заголовок 1. Перед вставкой слова на страницу включите режим «Отобразить все знаки» (Ctrl+*), чтобы видеть, где находится разрыв страницы. Вставку надо сделать перед разрывом. 

Снова сделайте обновление Оглавления, но теперь выберите режим «Обновить целиком».

7.  Работа с оглавлением 

Активизируйте оглавление (щёлкните в любом месте внутри оглавления). 

При нажатой клавише  Ctrl, нажмите на любой пункт оглавления. Если вы всё сделали правильно,  вы попадёте на нужную страницу 

 

Самостоятельное Задание

Откройте документ, созданный во втором практическом занятии.

Введите заголовки абзацев:

Введение

Форматирование

Колончатая верстка

Буквица

Связи и ссылки

Создайте Автоматическое оглавление.

 

Задание № 2. Создание списка литературы 

Список литературы — это список литературных источников, на которые пользователь ссылается  либо которые цитирует при создании документа. Обычно список литературы размещается в конце  документа. В Microsoft Office Word 2007 предусмотрена возможность автоматического создания  списка литературы с использованием тех сведений о литературном источнике, приведенных в документе. 

Если литературный источник используется в документе впервые, сведения об этом источнике сохраняются в компьютере, чтобы в дальнейшем их можно было найти и использовать. 

При добавлении к документу новой цитаты создается также новый литературный источник, который будет отображаться в списке литературы. 

1. Скопируйте в свой документ следующий текст: 

Юмористическая ситуация неожиданно возникает и тогда, когда определение системы как произвольной вещи, на которой выполняется некоторое отношение с заранее предполагаемым свойством [1], подменяется представлением, будто система есть произвольная вещь, на которой выполняется фиксированное отношение с фиксированным свойством: 

В оперном театре Рабинович толкает соседа в бок: 

 

– Так я и знал. Его обязательно убьют…[2] 

1.Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М.: Мысль 1978. – 272 с. 

2.Анекдоты от одесситов / Сост. Василий Котов. – Одесса: Оптимум, 2003. – 352 с. 

 

2. Вместо [1] и [2] вставьте ссылки  на книги Уёмова и Котова 

 

1.    Установите курсор на место расположения списка литературы. Открываете меню Ссылки, выбираете вкладку Список литературы. В выпадающем списке выбираете тот вариант списка, который вам нужен.

Созданная вставка не покажет вам ничего, кроме заготовки, с которой вы и будете работать далее.

2.    Выберите стиль, который следует применить к цитате и литературному источнику.  

Например, если выбрать стиль ISO 690 цифровая сылка, ваш список будет нумерованным. 

Образец 1

 

3.    Теперь курсор помещается в конце предложения или выражения, которое будет использовано в качестве  ссылки. 

4.     в конце абзаца, где необходимо сделать ссылку на источник. Открываем снова меню Ссылки/Вставить ссылку/Добавить новый источник.

Например, литературным источником может быть книга, отчет или веб-узел. 

Введите библиографические сведения об этом литературном источнике. 

Образец 3

 

У вас должно получиться:   

 

Задание № 3. Создание сносок в тексте.

Сноски используются в документе для пояснений, комментариев и ссылок на другие документы. При этом для подробных комментариев лучше использовать обычные сноски, а для ссылок на источники — концевые. Сноска состоит из двух связанных частей: — знака сноски и текста сноски.

Скопируйте в ваш документ следующий текст:

http://www.philosof.onu.edu.ua/education_1/images_word/46.gif
Когда говорят о знании, всегда предполагается, что оно должно быть обоснованным (выводимым). Аристотель связывал понятие знания (если не "фронезиса" и не "техне", то, во всяком случае, "эпистемы") с указанием оснований или причин: "Мы полагаем, что знаем каждую вещь безусловно, а не софистически, привходящим образом, когда полагаем, что знаем причину..." [1]. И Витгенштейн, размышляя о различиях в употреблении слов "вера" и "знание", писал, что "в зале суда никого не убедило бы простое заверение свидетеля: “Я знаю...”. Должно быть показано, что свидетель был в состоянии знать" [2].

Аристотель. Вторая аналитика // Аристотель. Соч. в 4-х томах.– Т.2.– М.: Мысль, 1978.– С. 255-531. Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы: Пер. с нем.– Ч.1.– М.: Гнозис, 1994.– С. 321-405.

 http://www.philosof.onu.edu.ua/education_1/images_word/47.gif

В этом тексте есть две статических сноски [1] и [2].  Создайте вместо них концевые сноски.

Поставьте курсор в то место в тексте, где должна находиться сноска, на панели «Ссылки» в Группе «сноски» нажмите «Вставить концевую сноску».

Введите текст сноски.

Дважды щелкните номер сноски для возврата к знаку сноски в документе

У вас должно получиться: 

http://www.philosof.onu.edu.ua/education_1/images_word/58.gif

Если вы всё правильно сделали, при наведении мышки на значок сноски появиться окно с указанием источника. Список источников появиться в конце документа.

Создайте обычные сноски.

Для этого снова скопируйте текст. Вместо источников вставьте комментарии. И повторите все заново, только вместо вставки концевых сносок, нажимайте - Вставить сноску.

Примечание: Поскольку концевые сноски означают конец документа, вставленный после них текст, будет восприниматься как концевая сноска, а не как текст. Чтобы создать обычные сноски в этом же документе, добавьте текст перед тем, для которого были сделаны концевые сноски.

У вас должно получиться:

 

http://www.philosof.onu.edu.ua/education_1/images_word/59.gif

III. Содержание отчета

а. Титульный лист

б. Цель работы

в. Дидактическое и методическое обеспечение

г. Описания способов создания оглавления и списка литературы.

д. Заключение в виде анализа полученных результатов и выводов