ДИСЦИПЛИНА  «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ   4

 

ТЕМА: Оформление текстовых конструкторских документов по требованиям государственных образовательных стандартов. Рамки. Подготовка документов к печати.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Уметь создавать сложные документы содержащие таблицы и графические объекты, выводить их на печать.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: 2 часа.

 

I.                           Внеурочная подготовка

Оформить титульный лист.

 

II.                        Работа в лаборатории

 

1.    Создание и форматирование таблиц в текстовом редакторе

Как создать и отформатировать таблицу в Word

Задание № 1

Создайте таблицу Счет по образцу,  выполните вычисления в таблице:

 

Счет

Артикул

Количество

Стоимость

Сумма

 

Продукт А

96

263

Продукт Б

153

64

Продукт  В

32

1203

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

Плюс 12% НДС

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

-    Сначала создайте таблицу.

-    Заполните соответствующие ячейки текстовой информацией. Оставшиеся ячейки заполните числами и формулами.

 

Создание вычисляемых ячеек

Все ячейки, в которых будет содержаться итоговая или иная сумма, должны содержать соответствующие расчетные формулы. Речь идет о колонке “Сумма” и строках с названием “Итого”, “Плюс 12%” и “Всего”.

Внимание. Столбцы таблицы обозначаются буквами A, B, C, D и т.д., строки – цифрами, 1, 2, 3 и т.д. Ячейка, лежащая на пересечении столбца A и строки 3, обозначается как A3. Ввод формулы начинается со знака равенства.

Начнем с колонки “Сумма” (строки с 4 по 6-ю). Содержимое этих ячеек определяется как произведение стоимости на количество. Вставка расчетной формулы осуществляется следующим образом:

Ø поместите курсор в четвертую ячейку 4 строки.

Ø выберите команду Формула ленты Макет

Ø в поле Формула введите выражение =PRODUCT(В4;С4)

Ø нажмите кнопку ОК

Ø повторите операцию для строк 5 и 6

 

Вычисление суммы

Сумму необходимо вычислить для колонки  “Сумма” и занести в соответствующие ячейку 8-й строки. Речь идет об обычном сложении элементов столбца. Для вычисления суммы в колонке “Сумма” необходимо выполнить следующее:

Ø поместить курсор ввода во четвертую ячейку 8-й строки;

Ø вызвать команду Формула ленты Макет

Ø в поле Формула введите выражение =SUM(D4:D6)

Ø нажмите кнопку ОК

Использованная в выражении функция SUM() вычисляет сумму содержимого ячеек, перечисленных в круглых скобках. Если слагаемые ячейки расположены в одном столбце, то достаточно указать координаты крайних ячеек группы, разделив их двоеточием.

Вычисление налога на добавленную стоимость

Вычисленная сумма колонки “Сумма” является основой для расчета налога на добавленную стоимость (НДС), который будем считать равным 12 процентам.

В четвертую ячейку 10-й колонки, где будет размещаться величина налога,  вставьте следующее выражение:  =PRODUCT(D8;0.14)

 

Вычисление окончательной суммы

Окончательная сумма определяется в результате сложения промежуточной суммы и размера налога на добавленную стоимость, т.е. правых ячеек 8-й и 9-й строк. Она должна размещаться в последней ячейке последней строки.

Вставьте в ячейку D11  следующее выражение:  =SUM(D8:D9)

 

Задание №2

Отформатируйте полученную таблицу, применив к ней Стили таблиц ленты Конструктор.

Примените фигурные границы с помощью панели Нарисовать границы ленты Конструктор.

Сохраните созданный стиль таблицы.

Сохраните изменения в документе.

 

2.    Создание рамки в Microsoft Word

Средствами программы Microsoft Word выполняются различные рамки. Виды рамок в документе Word:

на всю страницу;

вокруг текста;

вокруг абзаца.

Создание любой рамки начинается с выбора инструмента «Границы и заливка

 Вкладка «Главная», модуль «Абзац», пункт «Границы и заливка»


 

Задание № 1. Нарисовать рамку страницы.

Откройте любой ранее сохраненный документ.

Запустить инструмент «Границы и заливка».

Перейти в появившемся диалоговом окне на вкладку «Страница».  

Выбрать тип, ширину  и цвет рамки.

 

После настройки параметров рамки нажимаем «ОК»

 

Задание № 2. Рамка вокруг текста.

Чтобы нарисовать рамку вокруг одной буквы, слова, предложения или любого текста в Word, нужно воспользоваться тем же инструментом: «Границы и заливка».

Выделить текст, вокруг которого требуется изобразить рамку.

Запустить инструмент «Границы и заливка».

Перейти  на  вкладку  «Граница»,  справа  «Применить  к»  из  выпадающего  списка выбрать «тексту».

Выбрать внешний вид рамки.

Нажать «ОК».

 

Задание № 2. Рамка вокруг абзаца.

 Для того чтобы выполнить рамку вокруг абзаца, необходимо проделать последовательность действий, как и для рамки вокруг текста.

с рамкой

 

3.    Рамка со штампом

Первое, что нужно сделать – это разбить документ на несколько разделов, например, оглавление, титульный лист и основная часть. Это делается для того, чтобы рамка была только там, где нужно, а именно, в основной части.

Переходим на вкладку Разметка страницы, нажимаем Поля/Настраиваемые поля.

В появившемся окне делаем настройки как на скриншоте.

Далее на вкладке Дизайн нажимаем Границы страниц.

В появившемся окне выбираем Рамка, здесь же ставим Применить к этому разделу и нажимаем кнопку Параметры.

В появившемся окне настройки сделать как на скриншоте.

 

Нажимаем ОК.

Теперь сделаем штамп или основную надпись. Для этого нам понадобится вставить таблицу в нижний колонтитул.

Вставим пустой нижний колонтитул.

На вкладке Конструктор в группе Положение, изменяем значение с 1,25 на 0.

Вставляем таблицу, имеющую размер 9 столбцов и 8 строк (вставка таблицы и другие базовые функции Microsoft Word описаны здесь).

Затем, удерживая левую кнопку мыши, передвигаем левую часть таблицы к левому полю.

Теперь выделяем все ячейки и на вкладке Макет в группе Размер ячейки меняем высоту ячейки с 0,48 на 0,5.

После этого задаем следующие ширины столбцов слева направо: 0,7 – 1 – 2,3 – 1,5 – 1 – 6,77 – 1,5 – 1,5 – 2.

Далее объединяем нужные ячейки и получаем:

Теперь остается только заполнить основную надпись, и штамп будет готов.

Самостоятельное задание.

Создайте рамку в документе со штампом как на рисунке ниже:

4.    Печать документа

 После того как документ набран и отформатирован, его нужно вывести на печать.  Для  этого  служит  пункт  Печать,  находящийся  в  меню  кнопки  Office (сочетание клавиш Ctrl+P).

Опция  Быстрая  печать    предназначена  для  случая,  когда  пользователь полностью  уверен  в  правильности  подготовки  документа  и  настройках принтера для печати документа по умолчанию. Документ сразу же отправляется на печать.

Опция  Печать    позволяет  произвести  наиболее  тонкие  настройки принтера перед печатью документа.

Опция  Предварительный  просмотр  позволяет  просмотреть  страницы документа  перед  печатью  и  внести  дополнительные  настройки  печати.

Рассмотрим настройки, которыми придется часто пользоваться :

Список Имя принтера – актуально, если к вашему компьютеру подключено несколько принтеров или же компьютер подключен к сети, содержащей несколько принтеров. Тогда из выпадающего списка необходимо выбрать тот принтер, на который будет выводиться документ.

Панель Страница – предназначена для выбора конкретных страниц документа (или диапазона), которые надо вывести на печать.

Список Включить – по умолчанию стоит значение Все страницы диапазона. Также доступны значения: Четные страницы; Нечетные страницы.

На панели Копии можно указать количество печатаемых копий документа и порядок их вывода.

Для настройки принтера служит кнопка Свойства (следует иметь ввиду, что для разных моделей принтеров окно будет выглядеть по-разному). Также часто используются настройки качества печати и формата бумаги.

 

5.  Формулы В Word

 

На ленте Вставка расположена панель Символы, содержащая две кнопки: Уравнение и Символ.

Кнопка Формулы содержит раскрывающееся меню, в котором представлены наиболее часто употребляемые формулы

В нижней части меню находится кнопка Вставить новую формулу, которая открывает ленту  Конструктора меню Работа с формулами

      Лента  содержит меню  Сервис, в котором открывается окно тонкой настройки параметров формул для вставки их в документ

Меню Символы содержит математические знаки и символы, употребляемые при написании формул

Меню Структуры в котором отображается структура, используемая для написания формул

Для выбора варианта написания  необходимо вызвать раскрывающееся меню выбранной формулы

Для выбора вариантов оформления полученной формулы можно использовать контекстное меню самой формулы

Работа с панелью символов аналогична работе с формулами, если нужного символа нет в раскрывающемся списке ( или необходима настройка символов), то можно вызвать меню Символы

С помощью панели Символы создайте в документе приведенные ниже формулы:

III. Содержание отчета

а. Титульный лист

б. Цель работы

в. Дидактическое и методическое обеспечение

г. Описания способов создания таблиц и рамок в документе.

д. Заключение в виде анализа полученных результатов и выводов